Понятие и сущность внутреннего контроля в муниципальном управлении, его субъекты
Контроль является неотъемлемой частью любой управленческой деятельности, не является исключением и муниципальное управление.
С точки зрения отношения субъекта контроля к его объекту контроль делится на два вида:
- внешний, то есть осуществляемый независимым от объекта контроля субъектом;
- внутренний, то есть осуществляемый зависимым от объекта контроля субъектом.
Внутренний муниципальный контроль – вид контроля муниципального управления, осуществляемый самими органами муниципального управления, их структурными подразделениями и должностными лицами, которые выступают в качестве субъектов контроля.
Наделение органов муниципального управления, их структурных подразделений и должностных лиц контрольными полномочиями прописывается в уставе муниципального образования. При этом распределение контрольных полномочий должно учитывать требования федерального и местного законодательства по данному вопросу.
Основные контрольные функции традиционно возлагаются на представительный орган муниципального управления, который осуществляет руководство администрацией муниципального образования и контролирует деятельность ее структурных подразделений и отдельных должностных лиц.
Глава муниципального образования, который возглавляет представительный орган муниципальной власти, также наделяется определенными контрольными полномочиями организационного содержания, реализуемыми в отношении депутатов представительного органа или всего органа в целом.
Должностные лица администрации муниципального образования контролируют деятельность, осуществляемую нижестоящими структурными подразделения органов муниципального управления, деятельность, осуществляемую муниципальными учреждениями.
Виды внутреннего контроля в муниципальном управлении
Многообразие деятельности органов муниципального управления определяет наличие различных его видов, к числу которых относятся:
- во-первых, контроль, осуществляемый в отношении исполнительного органа муниципального управления представительным органом;
- во-вторых, депутатский запрос;
- в-третьих, депутатское расследование;
- в-четвертых, финансовый муниципальный контроль;
- в-пятых, контроль исполнения нормативных актов;
- в-шестых, прочие разновидности муниципального внутреннего контроля.
Деятельность исполнительного органа муниципальной власти является объектом пристального контроля со стороны представительного органа муниципального управления в силу своей специфики и наличия возможностей злоупотребления властью. Контроль деятельности представительного органа муниципального управления осуществляется посредством применения различных форм контроля, к числу которых относятся такие формы как:
- запросы, осуществляемые депутатами в адрес исполнительных органов муниципального управления;
- отчеты, представляемые исполнительными органами муниципального управления;
- доклады должностных лиц, возглавляющих структурные подразделения исполнительных органов муниципального управления перед комиссиями и комитетами.
Объектами контроля со стороны представительных органов муниципального управления выступают:
- исполнение принятых муниципальными органами власти нормативно-правовых актов;
- исполнение муниципального бюджета;
- соблюдение требований к осуществлению бюджетного процесса;
- соблюдение целевого характера расходования бюджетных средств;
- реализация муниципальных программ;
- реализация плана социально-экономического развития муниципального образования;
- управление муниципальным имуществом и так далее.
Зачастую на практике реализация контрольных полномочий представительного органа муниципального управления осуществляется посредством формирования специальных комиссий временного действия.
Под депутатским запросом понимается включение требования о получении разъяснений или изложения позиции исполнительным органом муниципального управления, его структурными подразделениями или должностными лицами в повестку дня представительного органа муниципального управления относительно вопросов местного значения.
В качестве инициатора такого запроса могут выступать отдельные депутаты, их группы, постоянные комиссии, группы комиссий.
Запрос рассматривается как крайняя форма депутатского воздействия на органы муниципального управления, их структурные подразделения и должностных лиц.
Под депутатским обращением понимается постановка вопросов местного значения для рассмотрения их органами муниципальной власти в период между заседаниями представительного органа муниципального управления.
Обращение оформляется письменно отдельными депутатами или их группами. Адресаты депутатского обращения обязаны ответить на него в течение одного месяца с момента его получения.
Муниципальный финансовый контроль осуществляется с целью выявления нарушений принципов законности, стандартов, эффективности, экономии при расходовании финансовых ресурсов муниципального образования.
Муниципальный финансовый контроль призван решать следующие задачи:
- во-первых, контролировать полноту и своевременность формирования и исполнения муниципального бюджета;
- во-вторых, контролировать соблюдение законодательства и финансовой дисциплины при осуществлении бюджетного процесса;
- в-третьих, контролировать муниципальный внутренний долг, его формирование и погашение;
- в-четвертых, контролировать целевое использование бюджетных средств их получателями, а также процесс возврата средств бюджета обратно;
- в-пятых, контролировать реализацию мер, направленных на предотвращение или наказания нарушений в бюджетном процессе и так далее.
Контроль исполнение нормативно-правовых актов направлен на обеспечение эффективности реализации своих полномочий исполнительным органом муниципального управления.