Финансовые аспекты закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд – это порядок бюджетного финансирования государственных и муниципальных закупок, а также осуществления контрольных мероприятий в отношении использования бюджетных средств.
Взаимосвязь закупок для государственных и муниципальных нужд и финансовых ресурсов
В экономической и юридической литературе имеет место применение термина «государственные или муниципальные закупки» по отношению к поставкам товаров, работ, услуг для удовлетворения нужд государственного управления на федеральном и региональном уровне, а также муниципального управления.
Механизм осуществления закупок товаров, работ, услуг для целей обеспечения государственных или муниципальных нужд находится в полной финансовой зависимости от бюджетных средств.
Закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд выступают в качестве формы использования финансовых ресурсов государства и муниципального образования и направления расходования бюджетных средств.
При этом между государственными и муниципальными закупками и бюджетными расходами существует обратная связь. В условиях этой связи закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд выступают в качестве элемента регулирования, управления бюджетными расходами.
Особенности финансового обеспечения государственных и муниципальных закупок
Финансовое обеспечение государственных и муниципальных закупок определяется правовым режимом бюджетных средств и возможностью их использования. К числу таких особенностей можно отнести:
- во-первых, исключительно целевой характер бюджетных средств и их предназначенность для реализации публичного интереса. Публичные интересы характеризуются общечеловеческим назначением, доступностью и принадлежностью всем людям вне зависимости от их социального статуса. Публичные интересы относятся к субъектам численно неопределенной совокупности людей, за счет включения в ее состав даже будущих поколений. Потребности общечеловеческого характера, которые лежат в основе публичных интересов, обуславливают преемственность субъектов их обладания, состояние постоянного обновления персонального состава. Условием реализации частных интересов выступает реализация публичных интересов;
- во-вторых, распоряжение средствами бюджета осуществляется только публичными субъектами через его утверждение. Расходование средств бюджета на нужды государственного и муниципального управления является объективной необходимостью, соседствующей с действиями органов государственного и муниципального управления, должностных лиц этих органов от имени и в целях государственного управления, а также муниципального управления.
Государство осуществляет воздействие на поступки должностных лиц и органов государственной и муниципальной власти по осуществлению расходования государственных и муниципальных денежных средств. Расходные полномочия государственной или муниципальной власти реализуются через систему органов государственного и муниципального управления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений. Бюджетные средства выступают в качестве основного инструмента перераспределения национального дохода, государственные и муниципальные власти направляют эти средства на первоочередные нужды общества. Именно бюджетные средства выступают в качестве основного источника финансирования задач и функций государственного и муниципального управления, мероприятий, обеспечивающих реализацию государственной и муниципальной политики.
Осуществление государственных и муниципальных закупок товаров, работ, услуг осуществляется в рамках бюджетных ассигнований, выделенных для этих целей. Государственные и муниципальные закупки подразумевают необходимость обеспечения максимально эффективного использования бюджетных средств за счет выбора лучшего предложения среди предложений поставщиков. Открытость системы государственных и муниципальных закупок способствует рационализации и оптимизации выбора конкретного поставщика.
Государственные и муниципальные органы власти, государственные и муниципальные предприятия и организации не имеют права расходовать бюджетные средства на решение нецелевых задач. В связи с этим в финансовом обеспечении государственных и муниципальных закупок особое место занимает контроль за расходованием бюджетных средств.
Контроль финансового обеспечения закупок товаров, работ, услуг для целей государственного и муниципального управления
Финансовый контроль в системе государственных и муниципальных закупок бывает двух видов –внешней и внутренний. Осуществление внешнего финансового контроля в отношении государственных и муниципальных закупок возлагается на Счетную Палату Российской Федерации, региональные и муниципальные контрольно-счетные органы. Внутренний контроль финансовых закупок осуществляется Федеральным казначейством и органами финансового контроля регионального и муниципального уровня.
В качестве объекта финансового контроля в отношении государственных и муниципальных закупок выступают:
- во-первых, распорядители бюджетных средств;
- во-вторых, получатели бюджетных средств;
- в-третьих, государственные учреждения и организации;
- в-четвертых, государственные и муниципальные унитарные предприятия;
- в-пятых, государственные корпорации;
- в-шестых, юридические физические лица, которые получают бюджетные средства в соответствии с государственными контрактами.
В отношении всех этих объектов проводятся контрольные мероприятия, направленные на оценку возможности превышения финансовых ограничений государственных и муниципальных закупок, рациональности использования бюджетных средств, соблюдения законодательства об осуществлении и организации государственных и муниципальных закупок, соблюдения правил нормирования, определения и обоснования начальной цены государственных и муниципальных контрактов, соблюдения правил исполнения и изменения государственных и муниципальных контрактов и так далее.