Управление земельно-имущественным комплексом – это целенаправленное воздействие органов государственного управления на объекты и систему отношений, связанных с использованием имущественно-земельных ресурсов государства.
Сущность управления земельно-имущественным комплексом
В качестве одного из приоритетных направлений реализации государственной политики выступает эффективное управление территориями. Принятие экономически обоснованных, грамотных и адекватных управленческих решений, направленных на развитие территорий, требует качественного управления земельно-имущественным комплексом.
Эффективность управления земельно-имущественным комплексом прямо влияет на стабильность социально-экономического развития страны, регионов, муниципальных образований, уровень жизни населения. Эффективное управление земельно-имущественным комплексом призвано обеспечивать потребности населения.
Земельно-имущественные отношения в России были существенно реформированы в конце XX - начале XXI века, однако они до сих пор требуют детальной правовой регламентации, совершенствования государственного регулирования, искоренения недостатков и недоработок системы управления земельно-имущественным комплексом.
Земельно-имущественный комплекс представляет собой совокупность следующих элементов:
- земли в качестве пространственно-социально-экономического понятия;
- имущества, призванного раскрыть социально-экономические характеристики имущественных обязанностей и прав разных субъектов по отношению к недвижимому имуществу, закрепленному за ними;
- земельных ресурсов, различающихся по формам собственности и управления ими, учитывающими уникальность земельного природного ресурса как главного фактора организации производства.
Земельно-имущественный комплекс представляет собой:
- во-первых, ресурс природно-территориального характера, используемый в хозяйственной деятельности в качестве одного из основных факторов производства;
- во-вторых, товарную характеристику социально-экономических отношений;
- в-третьих, объект управления.
Земельно-имущественный комплекс можно охарактеризовать по содержанию с точки зрения двух подходов: в первом случае речь идет о социальном правовом подходе, который рассматривает земельно-имущественный комплекс в качестве совокупности понятий земля как условие существования государства и населения и имущества как объекта имущественных обязанностей и прав различных субъектов по отношению к определенным земельным ресурсам; во втором случае речь идет об экономическом подходе, который понимает земельно-имущественный комплекс в качестве совокупности земельных и иных ресурсов разнообразных форм собственности и управления, учитывающих уникальность земельного природного ресурса, формирующего производительные силы общества.
Порядок управления земельно-имущественным комплексом
Управление земельно-имущественным комплексом следует признать одним из приоритетных направлений политики управления государством. Управление земельно-имущественным комплексом представляет собой воздействие целенаправленного характера органов государственного управления на земельные объекты и связанные с ними отношения, позволяющие обеспечить эффективное использование земельных и имущественных ресурсов.
Управление земельно-имущественным комплексом осуществляется в рамках социального, политического, экономического, правового, исторического, культурного, экологического и природно-климатического пространства.
В качестве объекта земельно-имущественного государственного управления выступают земли и объекты, находящиеся с ними в прочной связи. Как земли, так и находящиеся на них объекты недвижимости могут быть государственной, муниципальной или частной собственностью.
В качестве предмета земельно-имущественного государственного управления выступают процессом и способы использования земли как земельно-имущественного комплекса в границах конкретной территории для обеспечения потребностей ее населения.
Государственное управление земельно-имущественным комплексом ориентировано на достижение следующих целей:
- во-первых, обеспечение роста бюджетных доходов от использования имущества;
- во-вторых, оказание стимулирующего воздействия на развитие производства;
- в-третьих, поддержку надлежащего состояния объектов недвижимости;
- в-четвертых, реализацию программ обеспечения жильем населения;
- в-пятых, обеспечение максимального удовлетворения потребностей граждан в определенных объектах нежилого фонда;
- в-шестых, обеспечение развития инфраструктуры;
- в-седьмых, решение проблем экологического характера конкретной территории и так далее.
В качестве основной цели управления земельно-имущественным комплексом можно рассматривать организацию воспроизводства имущественной собственности, ее разумного использования, преобразования согласно условиям и требованиям развивающейся рыночной экономики в рамках действующей системы управления.
В качестве субъектов управления земельно-имущественным комплексом можно рассматривать органы государственного, местного и внутрихозяйственного управления, включающие в себя юридических, физических лиц, государство как субъектов земельных отношений.
Основы управления земельно-имущественным комплексом формируют такие принципы как системность и комплексность. Их основная задача состоит в обеспечении общей направленности и взаимодействия элементов системы управления и управленческих структур, задействованных в данной сфере. В качестве главного инструмента государственного управления земельно-имущественным комплексом выступает система управления недвижимостью. Данная система характеризуется открытостью, сложностью и вероятностным характером.
Управление земельно-имущественным комплексом делится на государственное, ведомственное, местное и частное.
Обеспечение управления земельно-имущественным комплексом подразумевает формирование норм, процедур и организационных структур, которые предназначены для выявления, накопления и обновления информации относительно объектов недвижимости и земельных участков.