Управление транспортом на государственном и муниципальном уровнях – это деятельность органов государственной и муниципальной власти по организации и формированию условий функционирования сферы транспорта для обеспечения удовлетворения потребностей общества в перевозке пассажиров и грузов.
Значение государственного и муниципального управления транспортом
Государственное и муниципальное регулирование распространяется практически на все сферы общественной жизнедеятельности, не является исключением и транспорт. Основное назначение транспорта состоит в обеспечении экономии времени на преодоление расстояний, снижении нагрузки на дороги за счет отказа от личного транспорта в пользу общественного, увеличении возможного радиуса контактов, ускорении обмена информацией и так далее. Сфера транспорта обеспечивает получение значительного социального эффекта от своего функционирования.
Большинство развитых стран стремится к возрождению и повышению значимости общественного транспорта. Причем практика показала, что передача транспортной сферы в частные руки не оправдала ожиданий, вследствие чего многие страны осуществляют активное вмешательство в регулировании сферы транспорта со стороны государственных и муниципальных властей.
Сфера транспорта нуждается в государственном регулировании и управлении, что признается всеми экспертами в данной области.
Рынок транспортных услуг не в силах решать социально-экономические проблемы самостоятельно в силу специфики рыночной экономики. Вмешательство государственных и муниципальных властей в регулирование сферы транспорта объективно необходимо.
Сфера транспорта включает в свой состав огромное количество предприятий и индивидуальных предпринимателей. Большая часть хозяйствующих субъектов данной отрасли относится к категории малых. Эффективность функционирования таких предприятий определяется правильностью тактики действий на рынке и гибкости, проявляющейся в своевременном приспособлении к динамичным рыночным условиям. Нормальное функционирование предприятий сферы транспорта требует формирования устойчивых правил, положений и инструкций, определяющих порядок деятельности всех участников транспортной сферы.
При этом прямое воздействие на эффективность функционирования предприятий в сфере транспорта оказывают множество сопутствующих факторов в виде нормальных дорог, развязок, мостов, стоянок, иных инфраструктурных объектов, создание которых требует значительных финансовых затрат. Самостоятельно хозяйствующие субъекты сферы транспорта справиться с данными факторами не могут, что усиливает роль государственных и муниципальных властей в управлении сферой транспорта.
Содержание государственного и муниципального регулирования сферы транспорта
В процессе управления сферой транспортом государственные и муниципальные власти уделяют внимание следующим вопросам:
- во-первых, обеспечение развития дорожного хозяйства и транспортной инфраструктуры, осуществляемое за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов. Решение этого вопроса требует значительных финансовых вложений, что делает его подвластным только государственным и муниципальным властям. В России последние годы начало развиваться и частное дорожное строительство, однако платные автомобильные дороги не являются решением проблем транспортной сферы;
- во-вторых, аккумулирование средств на строительство и реконструкцию дорог. В ведении государственных и муниципальных властей находятся организация проектирования дорожного хозяйства, своевременное проведение мероприятий, направленных на поддержание нормального состояния дорожного хозяйства;
- в-третьих, обеспечение совершенствования кадрового потенциала сферой транспорта за счет организации профессиональной подготовки, повышения квалификации водителей и иных работников сферы транспорта. Контроль профессионального уровня индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере транспорта, также является одним из приоритетных вопросов государственного и муниципального управления сферой транспорта;
- в-четвертых, осуществление нормативно-правового регулирования в сфере транспорта, выработка лицензионных требований, совершенствование действующего законодательства;
- в-пятых, обеспечение социальной защищенности работников сферы транспорта, формирующей устойчивость ее развития и повышающих качество оказания транспортных услуг;
- в-шестых, обеспечение финансового и технического контроля в отношении деятельности частных перевозчиков. На сегодняшний день этот вопрос является минимально урегулированным, сфера транспорта нуждается в ужесточении контроля.
Проблемы государственного и муниципального управления сферой транспорта
Государственное и муниципальное управление сферой транспорта сталкивается с рядом проблем, к числу которых относятся следующие:
- во-первых, игнорирование предприятиями сферы транспорта требований относительно оказания транспортных услуг, осуществления внутреннего контроля;
- во-вторых, формальность проведения внешнего контроля предприятий сферы транспорта, коррупция в этой сфере;
- в-третьих, изношенность транспортного парка, замена которого требует значительных финансовых затрат;
- в-четвертых, недостаточность средств для обеспечения развития дорожного хозяйства и поддержания его в нормальном состоянии;
- в-пятых, низкий уровень культуры населения, недостаточно бережно относящегося к объектам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам;
- в-шестых, несовершенство нормативно-правовой базы оказания транспортных услуг, снижающее качество этих услуг;
- в-седьмых, недовольство населения стоимостью транспортных услуг, недоступность многих из этих услуг для граждан, имеющих низкий доход;
- в-восьмых, низкий профессиональный уровень работников сферы транспорта, нелегальный статус мигрантов, занятых в этой сфере.