Управление территориями и недвижимым имуществом – это специальная область научного знания, учебная дисциплина и соответствующая практическая деятельность, опосредующая федеративное, конфедеративное или унитарное политико-территориальное устройство для обеспечения управления социально-экономическим развитием территорий и имуществом государства.
Значение и предмет управления территориями и недвижимым имуществом
Территориальная организация публичного управления или форма государственного устройства определяют структуру распределения властных полномочий внутри государства и принципы взаимоотношений центра и местных территорий между собой.
Современной практике публичного управления известно две основные формы территориальной организации публичного управления:
- простая, то есть унитарная организация;
- сложная, то есть федеративное или конфедеративное устройство.
Унитарное государство представляет собой единое государство, административно-территориальные единицы которого не обладают отдельными чертами суверенитета. К числу сущностных свойств унитарного государства можно отнести следующие:
- власть в полном объеме реализуется на государственном уровне, собственные властные полномочия административно-территориальных единиц отсутствуют;
- должностные лица и органы публичного управления представляют собой единую иерархическую систему, подчиненную центру;
- система законодательства представлена одним уровнем;
- наличествует единое гражданство.
Федеративное территориальное устройство государственной власти предполагает, что государство сложное, его части являются государственными образованиями, наделенными отдельными характеристиками суверенитета. Распределение государственной власти происходит в федерации между ее субъектами и центром.
В качестве ключевых характеристик федеративного устройства публичного управления можно назвать следующие;
- объекты управления и полномочия распределяются по вертикали, между государством в целом и его отдельными элементами, которые имеют собственные полномочия, собственный предмет ведения по отдельным направлениям публичного управления;
- система публичного управления включает в себя два уровня – федеральные органы и органы субъектов;
- формируется двухуровневая система законодательства – система федеративного законодательства и законодательства на уровне субъекта;
- наряду с общегосударственным гражданством субъекты Федерации могут устанавливать собственное гражданство.
Кроме того, известна такая форма территориальной организации публичной власти как конфедерация. Это временное объединение государств, которые создаются для достижения определенной экономической, политической, культурной или иной цели.
Отечественная система публичного управления территориями государства и объектами, составляющими собственность государства, делится на два уровня:
- федеральной;
- региональный.
Система государственного управления, в свою очередь, представлена двумя уровнями:
- должностные лица и органы федеральной власти;
- должностные лица и органы регионального уровня.
При этом необходимо отметить, что социально-экономические отношения составляют преимущественно объект государственного регулирования, поскольку система местного самоуправления входит в единую систему публичного управления государством и несмотря на определенную обособленность, самостоятельность, наличие собственного предмета ведения, все же участвует в реализации общегосударственной и региональной политики. Кроме того, государственные органы реализуют контрольные мероприятия в отношении эффективности и законности функционирования системы местного самоуправления.
Вопросы государственного управления недвижимостью, составляющую государственную собственность, решаются исходя из главной цели государственного управления – обеспечение эффективного социально-экономического развития и благосостояния населения.
Цели и задачи управления территориями и недвижимым имуществом
Основная цель управления территориями и недвижимым имуществом – это сохранение присутствия государства в приоритетных для социально-экономического развития страны и обеспечения обороны и безопасности отраслях, в том числе в сфере науки и технологий, в промышленном комплексе, в области образования, здравоохранения, медицины и пр.
В качестве социальных ориентиров управления территориями и недвижимым имуществом можно выделить:
- обеспечение стандартов реализации прав личности – экономических, социальных, демографических, культурных, экологических и пр.;
- реализация государством социальных функций за счет использования государственного недвижимого имущества.
В качестве оперативных целей государственного управления территориями и недвижимым имуществом можно выделить следующие:
- эффективное использование всего имеющегося у государства имущества для повышения эффективности управления и решения задач социально-экономического развития территорий и благосостояния населения;
- стимулирование за счет использования недвижимого имущества развития приоритетных для отечественной экономики отраслей;
- оптимизация структуры недвижимого имущества государства для обеспечения благоприятных условий для устойчивого экономического развития;
- сохранение объектов недвижимости в надлежащем состоянии.
Кроме того, управление территориями и имуществом государства преследует коммерческие цели:
- рост доходов бюджетной системы;
- привлечение инвестиций в экономику;
- повышение рентабельности активов государства, которые переданы в управление хозяйствующим субъектам.
К числу основных задач управления территориями и недвижимым имуществом можно отнести следующие:
- установление целей и задач в отношении каждого объекта недвижимого имущества;
- обеспечение реализации прав государства как участника коммерческих и некоммерческих организаций, которым в управление передано недвижимое имущество государства;
- инвентаризация объектов недвижимого имущества, учет таких объектов, юридическое оформление прав на них;
- классификация объектов недвижимости исходя из приоритетных целей и задач, а также способов управления ими;
- обеспечение сохранности объектов недвижимости, в том числе за счет реализации контрольных мероприятий и др.