Муниципальный кредит: понятие и сущность
Категория кредит, исходя из положений гражданского законодательства, опосредует обязательственное правоотношение по предоставлению кредитором в лице кредитной (в частности банковской) организации должнику денежных средств на согласованных ими условиях, в том числе в согласованном размере, и по возврату должником полученных денежных средств и процентов за использование таких средств и внесения им иных платежей, предусмотренных договором, в том числе тех, которые обусловлены предоставлением кредита.
Таким образом, гражданское законодательство трактует кредит исключительно в качестве обязательства по передаче денежных средств заемщику специализированной организацией – кредитной или банковской. Это банковский кредит. При этом на стороне кредитора по договору банковского кредита могут выступать муниципальные образования.
При этом положениями гражданского законодательства регламентируются правоотношения из сферы государственного займа, которые характеризуются следующими чертами:
- специальный субъект со стороны заемщика – Российская Федерация или ее субъект;
- исключительная добровольность в выдаче займа займодавцем – частной организацией или физическим лицом;
- договорные отношения возникают на основании приобретения частной организацией или физическим лицом ценных бумаг, эмитентом которых выступает государство;
- недопустимость изменений условий, на которых ценные бумаги были выпущены.
Названные характеристики применимы и к муниципальному займу.
Соответственно, гражданское законодательство не использует конструкций ни государственного, ни муниципального кредита. Гражданские правоотношения в указанной сфере предполагают:
- привлечение муниципалитетом заемных денежных средств посредством выпуска ценных бумаг;
- привлечение кредитных средств по договору банковского кредита.
Бюджетное законодательство, в свою очередь, оперирует понятием заимствования, именуя так долговые обязательства муниципалитета и государство, по которым соответствующее публично-правовое образование выступает заемщиком или гарантом погашения займа.
Так, в состав источников финансирования дефицита бюджета соответствующего публично-правового образования включаются:
- займы посредством выпуска ценных бумаг от имени муниципалитета или государства;
- кредиты, привлеченные на основании гражданско-правового кредитного договора с кредитной (банковской) организацией;
- бюджетные ссуды и кредиты, предоставленные бюджетами других уровней.
Таким образом, в соответствии с действующим бюджетным законодательством муниципалитет может выступать в кредитных отношениях на стороне кредитора, заемщика или гаранта.
В качестве экономической категории муниципальный кредит трактуется как система экономических отношений, которые складываются между муниципалитетом в лице его органов власти, с одной стороны, и государством, частными организациями и физическими лицами, с другой стороны, по поводу привлечения и использования муниципалитетом денег на условиях возвратности, возмездности и срочности.
Муниципальный кредит: вопросы управления
В России гарантируется самостоятельность местного самоуправления, что предполагает возможность муниципалитета вступать в кредитные отношения в любых формах, допускаемых законом. Привлечение кредитов всяким субъектом обусловлено дефицитом собственных средств, при этом привлечение заемных средств почти всегда характеризуется такими чертами, как возвратность, платность, срочность, а значит, в свою очередь ведет к формированию муниципального долга.
Потому привлечение заемных средств муниципалитетом всегда должно обуславливаться нуждами социально-экономического развития муниципалитета, в частности инвестированием в инновации, чрезвычайными потребностями и пр.
Муниципалитет в кредитных отношениях может выступать, как на стороне кредитора, так и на стороне заемщика, решая следующие задачи:
- предоставление муниципалитетом бюджетных средств муниципалитетам, входящим в его состав;
- предоставление кредитов частным организациям и физическим лицам в рамках реализации целевых программ;
- предоставление кредитных средств муниципальным предприятиям;
- предоставление заемных средств частным организациям, которые приняли на себя обязательство по исполнению муниципального заказа или участвующих в реализации целевых местных программ;
- привлечение заемных средств частных организаций и физических лиц посредством выпуска ценных бумаг;
- привлечение заемных кредит из бюджетов иных уровней.
Кроме того, муниципалитет может выступать гарантом по кредитным обязательствам муниципальных образований, входящих в его состав, а также по кредитным обязательствам муниципальных организаций, организаций иных форм собственности, которые участвуют в реализации муниципальных целевых программ.
Управление муниципальным кредитом по названным выше направлениям позволяет решить следующие задачи муниципального управления:
- обеспечение реализации муниципальной политики для целей инновационного прогрессивного социально-экономического развития муниципального образования;
- обеспечение решения оперативных вопросов социально-экономического развития, в том числе посредством финансирования приоритетных с позиции развития муниципалитета направлений производства, сельского хозяйства, информационных технологий и пр.;
- обеспечение финансирования муниципального бюджетного дефицита.
Муниципальный кредит выступает элементом системы местных финансов, реализуя такие функции, как:
- распределительная, осуществляется посредством аккумулирования денежных фондов муниципалитета для их последующего использования на основе платности, возвратности и срочности;
- контрольная, обеспечивает контроль аккумулирования денежных фондов муниципалитета, баланс муниципальных бюджетных доходов и расходов бюджета, эффективное целевое использование привлеченных кредитных средств.