Понятие муниципальной казны
Категория «муниципальная казна» включает в свой состав муниципальные бюджетные средства и другое имущество муниципалитета, которое не передано для оперативного управления либо хозяйственного ведения муниципальному предприятию или учреждению.
Муниципальную казну образуют следующие виды муниципального имущества:
- земельные участки, которые принадлежат на праве собственности муниципалитету, а также иные природные ресурсы, находящиеся в собственности муниципалитета;
- недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности муниципалитету, в том числе: здания с назначением «нежилое», помещения, сооружения, строительство которых не завершено, а также жилые помещения, входящие в состав муниципального жилищного фонда;
- движимые вещи, собственником которых является муниципалитет;
- ценные бумаги, а также вклады в уставный капитал организаций;
- имущественные комплексы муниципальных организаций (учреждений, предприятий), которые были ликвидированы;
- другое имущество, которое не передано на ограниченном вещном праве предприятию или учреждению муниципалитета.
Территориально объекты, входящие в состав муниципальной казны, могут находиться как внутри муниципального образования, так и за его границами.
Формирование муниципальной казны
Процесс формирования муниципальной казны предполагает следующие действия:
- поступление средств в муниципальный бюджет;
- включение на основании постановления исполнительного муниципального органа конкретного имущества в муниципальную казну.
Имущество подлежит включению в состав казны муниципалитета при следующих обстоятельствах:
- имущество не передано на ограниченном вещном праве муниципальной организации (предприятию, учреждению);
- при передаче муниципалитету регионального или федерального имущества;
- при приобретении или в случае безвозмездной передачи имущества, находившегося в частной собственности организаций или физических лиц;
- когда имущество не имеет собственника или собственник от имущества отказался, или утратил иным образом право собственности на свое имущество, и в соответствии с законодательными положениями муниципалитет приобрел право собственности на него;
- когда изымается имущество, переданное ранее на праве оперативного управления муниципальной организации (предприятию или учреждении), для которой такое имущество излишне, или не используется организацией по назначению, или используется не в соответствии со своим назначением;
- при отказе муниципальной организации (предприятия, учреждения) от принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения имущества;
- когда после ликвидации муниципальной организации (предприятия, учреждения) осталось имущество;
- в случае создания имущества за счет привлечения бюджетных муниципальных средств;
- при иных обстоятельствах, регламентированных законом.
Процесс управления муниципальной казной
Управление муниципальной казной опосредует следующие процессы:
- имущество, выступающее частью муниципальной казны, может быть передано в качестве залога или являться предметом иных обременений;
- имущество, входящее в состав муниципальной казны, может передаваться в частную собственность организаций и физических лиц, а также в федеральную или региональную собственность или в собственность иных муниципалитетов;
- имущество, образующее муниципальную казну, может быть передано при сохранении статуса «муниципальной собственности» во владение, пользование и распоряжение на договорных условиях в соответствии с федеральным законодательством и муниципальными актами.
- Управление имуществом, образующим муниципальную казну, реализуется, в частности, следующими способами:
- на основании договорных конструкций аренды и субаренды;
- посредством передачи на договорной основе в пользование безвозмездно;
- путем заключения договора доверительного управления муниципальным имуществом и прочее.
Предоставление имущества из состава муниципальной казны в аренду
Имущество, выступающее частью муниципальной казны, передается на договорной основе в аренду по заявлению заинтересованных лиц, в число которых могут входить организации и физические лица – российские и зарубежные, международные организации, или на основании протокола об итогах торгов.
Поданное заинтересованным в заключении договора аренды в отношении муниципального имущества лицом заявление подлежит рассмотрению, по общему правилу, в месячный срок.
Юридически процесс заключения договора аренды в отношении муниципального имущества должен соответствовать требованиям гражданского законодательства.
Та плата, которую лицо вносит по договору аренды за пользование муниципальным имуществом, выступает доходным источником муниципалитета.
Имущество, входящее в состав муниципальной казны может быть передано заинтересованным лицам по результатам проведения торгов. Организует такие торги структурное подразделение исполнительного муниципального органа, к компетенции которого отнесено управление муниципальной казной.
На организатора торгов возложено решение следующих задач:
- установление даты торгов, определение места их проведения;
- подготовка соответствующей конкурсной документации;
- извещение о проведении торгов местных средствах массовой информации или посредством размещения на официальных порталах муниципальной власти в сети Интернет;
- предоставление заинтересованным лицам информации об имуществе, выступающем объектом торгов, и документации, которая необходима для участия в торгах;
- прием заявок от заинтересованных лиц;
- оформление протоколов о приеме заявок и по результатам заседания, на котором было принято решение о победителе торгов;
- подготовка проектов соответствующих договоров, их подписание;
- обеспечения возврата задатков заинтересованным лицам, принявшим участие в торгах, но не победивших в них.