Понятие государственной собственности
Исторически государство учреждается для передачи в его ведение важнейших социально-экономических задач – обеспечения правопорядка, правосудия, обороны и пр. Реализация переданных государству полномочий объективно требует привлечения соответствующих ресурсов, в том числе и имущественных. При этом государство всегда выступает инструментом территориальной общественной организации, а потому становится исключительным собственником отдельных видов имущества, в отношении которых недопустимо установление альтернативной формы собственности.
Следуя положениям отечественных нормативно-правовых актов, категория государственная собственность подразумевает имущество, собственником которого выступает Российская Федерация и субъекты, ее образующие. Другими словами, федеративное административно-территориальное устройство России обусловливает возможность существования двух видов государственной собственности:
- собственности федеральной;
- собственности региональной.
Размежевание государственной собственности между федерацией и субъектами на конституционном уровне отнесено к числу вопросов совместного ведения федерации и субъектов. Исключительную собственность федерации составляют объекты:
выступающие основой национального богатства:
- это ресурсы морской экономической зоны, ресурсы территориальных вод и континентального шельфа;
- это природные богатства, включенные в состав охраняемых, или тех, что используются особым образом, например, природные парки, рекреационные объекты и пр.;
- исторические, культурные, природные, художественные ценности, учреждения культуры федерального значения;
обеспечивающие функционирование федеральных органов власти и, соответственно, решение федеральных задач:
- государственная казна, в том числе средства бюджета федерации, внебюджетных фондов, Банка России и др.;
- имущество отечественных вооруженных сил и др.;
используемые для оборонного производства;
- ключевые для функционирования отечественной экономики и др.
Соответственно, в число объектов, составляющих государственную собственность на уровне регионов, подлежит включению:
- имущество, которое обеспечивает деятельность органов государственной власти на региональном уровне;
- объекты, составляющие инфраструктуру региона;
- земли под объектами региональной собственности и пр.
Содержание управления государственной собственностью
Управление государством находящимся в его собственности имуществом предполагает не только реализацию полномочий собственника, но и возложение на государство соответствующих обязанностей. Непосредственное осуществление прав и обязанностей собственника возлагается государством на соответствующие государственные органы.
Управление государственным имуществом всегда реализуется исходя из конкретных целей и задач государственной деятельности органа, в ведение которого оно находится. Иначе говоря, целью управлении государственным имуществом выступает обеспечение выполнения государственных функций конкретным субъектом государственной власти. При этом в правомочия такого субъекта управления не включаются полномочия по разграничению и перераспределению имущества, эти полномочия предшествуют управлению, являются его предпосылкой.
Гражданско-правовая трактовка категории собственность предполагает единство трех правомочий собственника – права пользоваться, права владеть и права распоряжаться. Управление собственностью, в свою очередь, наиболее тесно связано с таким правомочием собственника как распоряжение объектом собственности. Так, назначение государственного имущества, как федерального, так и регионального, предполагает постоянное его использование, которое фактически осуществляют учрежденные государством организации, а также частные организации и физические лица, которым такое имущество передано, или неограниченный круг лиц, когда речь идет об объектах общего пользования.
Способы управления государственной собственностью
К числу основных способов управления государственной собственности относятся следующие:
- продажа объектов государственной собственности, предполагающий переход права собственности на такие объекты к частным лицам. Этот способ позволяет решить задачи привлечения единовременно значительного объема денежных ресурсов, а в последующем на налоговые поступления от использования имущества новыми собственниками;
- передача объекта государственной собственности на условиях аренды частным лицам, когда право государственной собственности сохраняется, а именно правомочия владения и распоряжения, а права пользования объектом государственной собственности передается за плату. Такой способ управления предполагает систематический доход собственника в виде арендных платежей при сохранении контроля над имуществом;
- учреждение государственных организаций (предприятий, учреждений). Имущество передается таким организациям для реализации ими целей их учреждения, а именно оказания государственных услуг населению, реализации хозяйственной деятельности и др. Государство в лице соответствующих органов определяет цели, условия и процедуру деятельности таких организаций, контролирует их деятельность и как собственник получает часть прибыли;
- внесение доли в уставный капитал частных организаций. Здесь государство становится рядовым учредителем, права которого не отличаются от учредителей – частных лиц. Такой способ позволяет получать доход от деятельности предприятия, обеспечить развитие приоритетных для экономики отраслей хозяйства посредством прямого инвестирования в их деятельность;
- инвестирование в перспективные и (или) социально значимые отрасли экономики страны для решения задач социально-экономического развития муниципалитета, региона, государства в целом. Этот способ также позволяет увеличить налоговые поступления и обеспечить будущий доход от использования объекта инвестирования или его продажи.