Управление бюджетной системой муниципалитета – это специальное направление муниципальной политики и соответствующая система принципов, методов, инструментов и мероприятий, реализуемых субъектами бюджетного процесса с целью аккумулирования финансовых ресурсов и эффективного их распределения для решения задач публичного управления, а также обеспечения благосостояния местного населения и социально-экономического развития местного сообщества.
Сущность и значение управления бюджетной системой муниципалитета
Бюджетная система всякого государства выступает основой финансирования функционирования системы публичного управления и решения задач социально-экономического развития государства в целом и отдельных территорий. Указанное в полной мере актуально для Российской Федерации, бюджетная система которой представлена бюджетами трех уровней – федеральным, региональным и местным.
Эффективность решения задач публичного управления и удовлетворенность потребностей населения во многом обусловлены сбалансированностью бюджетной системы страны, оптимальным распределением полномочий между разными уровнями бюджетной системы.
Специфика управления бюджетной системой муниципальных территорий определяется следующими характеристиками:
- муниципальный уровень отечественной бюджетной системы опосредует функционирование наибольшего числа разнообразных субъектов – муниципалитетов, которые составляют основу этой бюджетной системы. Муниципальные территории отличаются численностью населения, формами организации хозяйства, имеющимися финансовыми ресурсами и потребностями местного населения;
- муниципальные бюджетные системы – это низшее звено бюджетной системы страны, выступающее фундаментом этой системы;
- удовлетворение непосредственных потребностей населения в жилищно-коммунальных ресурсах, благоустроенности территории, бытовом обслуживании, обеспечении досуга и пр. обеспечивается на местном уровне.
Финансовую базу функционирования системы местного самоуправления составляют местные бюджетные ресурсы. Здесь необходимо отметить, что в соответствии с конституционными положениями муниципальное управление относительно обособленное и самостоятельное направление публичного управления, что требует наличия собственных финансовых ресурсов для реализации управления по вопросам, имеющим значение для местного сообщества. Для этого за органами муниципального управления закрепляются соответствующие полномочия в бюджетной, финансовой, экономической и иных социально значимых сферах, что позволяет разрабатывать, рассматривать, утверждать и реализовывать собственные бюджеты, управлять финансами муниципалитета и имуществом, составляющим муниципальную собственность.
Характеристика управления бюджетной системой муниципалитета Екатеринбурга
Для управления бюджетной системой муниципалитета Екатеринбурга в системе администрации города учрежден специальный функциональный орган – Департамент финансов. Решением представительного муниципального органа Екатеринбурга утверждено положение о Департаменте финансов, в соответствии с которым на Департамент возложены следующие полномочия по управлению бюджетной системой города:
- участие в разработке и реализации муниципальной политики и общей государственной политики в сфере бюджета и финансов;
- непосредственное составление проекта городского бюджета;
- организация и реализация городского бюджета;
- администрирование поступления финансовых ресурсов в городской бюджет по закрепленным за Департаментом источникам финансирования бюджетов;
- одобрение решений относительно изменения сроков уплаты налогов федерального, регионального и местного уровней, принимаемых органами налоговой службы, в части сумм, которые должны быть зачислены в муниципальный бюджет;
- определение перечня целевых расходных статей городского бюджета;
- подготовка обоснования с экономической точки зрения принятия высшим исполнительным органом города решения о привлечении в бюджет денежных средств в виде кредитов со стороны бюджетов и кредитных организаций;
- определение процедуры реализации городского бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита городского бюджета;
- составление, утверждение и реализация бюджетной росписи по расходам городского бюджета и источников финансирования его дефицита, а также утверждение лимитов по бюджетным обязательствам и доведение их до главных распорядителей;
- реализация контрольных и оценочных мероприятий в отношении деятельности главных распорядителей бюджетных ресурсов и главных администраторов по доходам городского бюджета;
- разработка, утверждение и ведение кассового плана и др.
Проблемные аспекты управления бюджетной системой муниципалитета Екатеринбурга
Необходимо отметить, что институт местного самоуправления относительно молодой институт системы публичного управления страной и нуждается в дальнейшем совершенствовании и развитии. В частности, отдельные сложности наличествуют в управлении бюджетной системой муниципалитета. К числу таких сложностей относятся:
- недостаточно эффективное распределение полномочий между органами муниципального управления, что нередко приводит к организационным сбоям, в том числе нарушениям сроков разработки и утверждения решений по муниципальному бюджету;
- необходимость значительных изменений и корректировок при непосредственном исполнении бюджета. Необходимость внесения таких изменений нередко связана с тем, что ресурсы для реализации целевых программ направляются на муниципальный уровень с других уровней бюджетной системы после того, как разработан и утвержден бюджет муниципалитета. Это приводит к существенному увеличению сроков принятия и утверждения программ, на которые направляются ресурсы;
- основную часть доходов бюджета муниципалитета составляют налоговые источники и ресурсы других уровней бюджетной системы, а не доходы от использования муниципального имущества и др.