Трансформация социальных и трудовых практик в условиях пандемии – это изменения социальных и трудовых отношений под влиянием пандемии и сопутствующих ей факторов.
Влияние пандемии на социальные и трудовые практики
Последние годы характеризуются интенсивным развитием информационных технологий, которые оказывают влияние на трансформацию экономических отношений. В условиях сегодняшнего дня невозможно представить бизнес, не использующий компьютер или интернет. Также под влиянием информационных технологий находятся социальные и трудовые отношения.
Роль катализатора в развитии информационных технологий и их проникновении в социальную и трудовую жизнь сыграла пандемия Covid-19. Столкновение человечества с непредвиденной ситуацией, создавшей множество угроз, произошло в результате пандемии. Человечество было вынуждено перестраивать множество привычных социальных и трудовых процессов с учетом сложившихся реалий.
Изменения социальных и трудовых практик под влиянием пандемии стало объектом исследования как в зарубежных странах, так и в России. Исследователи сосредоточились на изучении влияния социальных и трудовых практик на поведенческие акты и их соответствие сложившимся представлениям о существующей действительности.
На формирование социальных и трудовых практик оказывают влияние такие факторы, как нормы поведения, упорядоченность действий, эмоциональные реакции отдельных субъектов, рассогласованность норм и действий и так далее. Пандемия выступила в качестве специфического фактора, оказавшего запредельно высокое влияние на изменение социальных и трудовых практик. Кроме того, информационный поток, сопровождавший пандемию, также существенно сказался на трансформации социальных и трудовых практик. Недостоверная и заведомо ложная информация, слухи, конспирологические теории оказали влияние на поведение людей в рамках всех существующих процессов.
Трансформация трудовых отношений под влиянием пандемии
Пандемия поставила общество перед необходимостью сокращения прямых контактов и общения. Это привело к тому, что государственные власти приняли решение о приостановке деятельности многих предприятий посредством установления прямого запрета на перемещения. Такое решение носило непродолжительный характер, однако позволило многим работодателям увидеть возможности в удаленном режиме работы.
Режим удаленной и дистанционной работы, введенный многими работодателями на период пандемии, сохранился и в послепандемийное время. Проведенное компанией WeWork исследование в 2021 году показало, что режим удаленной работы сохранился для 37% персонала российских организаций.
Пандемия сформировала следующие практики трудовых отношений:
- во-первых, работа из дома на постоянной основе с посещением офиса только по мере необходимости;
- во-вторых, гибридный график работы, предусматривающий работу в офисе на протяжении 2-3 дней в неделю;
- в-третьих, отказ от посещения офиса и применение только удаленного режима работы.
Формирование новых трудовых практик поставило перед работодателями множество вопросов, которые требовали решения, в их числе проблемы найма сотрудников без личного общения с ними, контроля рабочего времени, мотивации работников, занятых дистанционной работой.
С определенными трудностями столкнулись и сами работники, которые решали проблемы организации рабочего места, ограничения рабочего времени, общения с коллегами.
Влияние пандемии на трудовые отношения оказало стимулирующее воздействие на развитие информационных технологий. Потребовалась организация рабочих мест на дому, что повысило спрос на персональные компьютеры, ноутбуки, модемы и так далее. Помимо этого, необходимо было наладить формы взаимодействия между удаленными сотрудниками и организацией, сотрудниками между собой. Это привело к внедрению в трудовые отношения различных способов коммуникации в виде мобильной сети и мессенджеров, которые позволили осуществлять связь в любое время суток из любой точки мира.
Трансформация трудовых практик имела и негативные последствия, которые выразились в нарушении баланса «работа – жизнь», устранении границ между рабочей и личной жизнью, стремлении работодателя усилить контроль за работником посредством проведения онлайн-совещаний, планерок, которые забирают значительную часть времени работника.
Внедрение дистанционных форм работы внесло и положительные моменты в жизнь людей. За счет отсутствия необходимости посещения офиса многие получили существенную экономию времени. Это положительно сказалось на возможности самообразования, организации досуга, общения в семье.
Трансформация социальных отношений под влиянием пандемии
Не только трудовые, но и социальные отношения оказались под влиянием пандемии, изменившей множество социальных процессов. Пандемия потребовала сокращения социальных контактов прямого характера, что способствовало их замене дистанционным взаимодействием.
Государство перешло в активную фазу организации социального взаимодействия с гражданами с помощью дистанционных технологий. Множество государственных и муниципальных услуг было переведено в дистанционную форму, что устранило необходимость посещения различных органов власти и даже многофункциональных центров для их получения.
Личное общение также перешло в частично дистанционную форму. Люди стали меньше встречаться в офлайн режиме, организуют дружеские беседы, посиделки, праздники с помощью конференцсвязи.
Новое прочтение получила практика взаимодействия людей с различными социальными институтами. Так, медицинскую помощь стали оказывать дистанционно, отслеживая состояние больного по телефону, посредством проведения видеоконсультаций. Школы, средние учебные заведения, вузы стали активно применять дистанционные формы обучения. Музей стали предлагать посетителям онлайн экскурсии и так далее.