Организационные основы деятельности органов местного самоуправления – это система актов местного нормотворчества, принятых в соответствии с конституционным, федеральным и региональным законодательством, определяющих принципы построения публичного управления на уровне муниципалитета, структуру и порядок формирования органов местного самоуправления, а также организацию непосредственной работы системы местного самоуправления.
Организационные основы деятельности местного самоуправления
Местное самоуправление традиционно рассматривается как один из важнейших элементов формирования гражданского общества и демократического государства. Институт самоуправления местными сообществами позволяет местному населению самостоятельно определять приоритетные направления развития местной территории, реализовывать управление на этой территории в соответствии с собственными нуждами.
Для решения вопросов, имеющих значение для местного сообщества, учреждается система специальных органов, которая также строится по демократическому принципу, как и система органов управления на федеральном и региональном уровнях. В такой системе формируются органы представительной власти и органы исполнительной власти.
Организационные основы местного самоуправления представляет собой институт муниципального права, то есть систему актов местного нормотворчества, закрепляющих:
- основные принципы организации местного самоуправления;
- систему органов управления местным сообществом;
- принципы организации муниципальной службы;
- особенности организации управления местными сообществами в зависимости от типа муниципального образования и пр.
Структура органов местного самоуправления
Структура органов управления местным сообществом выстраивается на общих для государства демократических принципах и включает в себя следующие органы публичного управления:
- представительный орган местного сообщества;
- глава муниципалитета;
- исполнительный орган местного сообщества;
- контрольный орган в системе муниципального управления;
- другие органы и выборные должностные лица, включенные в структуру органов местного самоуправления на основании устава и наделенные уставом самостоятельными полномочиями в области местного самоуправления.
В соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим основы местного самоуправления в стране, наличие представительного органа и главы местного сообщества обязательно для системы органов местного самоуправления. Закон прямо предусматривает возможные исключения, так, например, когда муниципалитет представляет собой небольшое поселение, функции представительного органа могут быть реализованы сходом граждан. В муниципальном районе и поселении, которое является центром муниципального района, в соответствии с положениями устава функции исполнительного органа поселения может реализовывать исполнительный орган района. В названном случае должностное лицо, возглавляющее систему управления поселением, входит в состав органа представительной власти поселения, выступая в роли его председателя.
Процедура формирования, функции, срок реализации полномочий, подчиненность и подотчетность органа местного самоуправления, другие вопросы организации управленческой деятельности муниципального образования устанавливаются положениями устава такого муниципального образования на основе федерального и регионального законодательства.
Наименование органа представительной власти муниципального образования и главы муниципального образования, а также высшего исполнительного органа муниципального образования устанавливается исходя из местных, в том числе исторических традиций. Так, в муниципальных образованиях регионов органы представительной власти традиционно именуются советами, муниципальными советами, думами, собраниями и пр. В республиках, входящих в состав Российской Федерации, исходя из исторических традиций представительные органы власти на уровне муниципальных сообществ именуются рады, курултаи и пр. [Замечание]
Необходимо отметить, что система органов местного самоуправления не входит в систему публичного управления государством, при этом она во многом связана с ней, строится на тех же принципах и решает общие задачи публичного управления в государстве. [/Замечание]
Представительный орган в структуре органов местного самоуправления
Представительный орган формируется посредством выборов, состоит из депутатов. Когда численность местного сообщества составляет менее трехсот человек, то представительный орган не учреждается, его полномочия передаются сходу.
В число исключительных полномочий органов представительной власти муниципального образования входят:
- принятие основного для местного сообщества документа, регламентирующего вопросы организации управления местным сообществом;
- утверждение бюджета местного сообщества и утверждение бюджетной отчетности;
- установление процедуры распоряжения и использования имущества, находящегося в собственности местного сообщества;
- утверждение стратегических документов в области определения направлений социально-экономического развития муниципальной территории на определенный период;
- принятие, изменение или упразднение налогов местного уровня в соответствии с положениями налогового законодательства и др.
Глава муниципалитета в структуре органов местного самоуправления
Глава местного сообщества – это высшее должностное лицо системы местного самоуправления, которое наделяется положениями устава собственными полномочиями по управлению местным сообществом.
Следуя положением регионального законодательства и устава муниципального сообщества, глава муниципалитета может избираться как на муниципальных выборах населением муниципалитета, так и представительным органом из собственного состава или из состава кандидатов специально сформированной комиссией.
Глава муниципалитета реализует функции по представлению местного сообщества в отношениях с иными органами публичного управления, подписывает и обнародует акты местного нормотворчества, в том числе устав, в рамках полномочий издает собственные акты и др.