Сущность и значение эффективной структуры административного регламента
Структура административного регламента – это внутреннее строение регламента, обусловленное его содержанием, в частности, содержание административного регламента оказания конкретной услуги публичного управления определяет следующую структуру регламента: характеристика общих положений и образца (стандарта) оказания услуги, виды, сроки и другие параметры административной процедуры оказания услуги, в том числе и когда услуга осуществляется в электронном порядке и др.
Регламентирование административных процедур осуществления управленческих функций органами власти государственного и муниципального уровней, включая процедуры оказания публично-правовых государственных и муниципальных услуг, является важнейшим направлением оптимизации управленческих процедур.
Назначением административного регламента в регулировании публично-правовой деятельности предопределяется и необходимость его эффективной разработки и структурирования на теоретически и практически обоснованной основе.
Первыми административными регламентами, регулирующими порядок реализации административных процедур осуществления функций и услуг органов, в современном правопорядке выступают регламенты, которые использовались для конкретизации должностных обязанностей государственных гражданских служащих в качестве элемента структуры административного регламента, определявшего преимущественно административно-правовые характеристики правового положения гражданского служащего и правового положения органа публичного управления.
Итак, административный регламент есть письменный документ нормативно-правового характера, который устанавливает сроки и процедуры реализации должностными лицами органа публичного управления управленческих действий и принятия управленческих решений. Административным регламентом устанавливается процедура взаимодействия между структурным подразделением и должностным лицом органа публичного управления, должностным лицом, структурным подразделением и физическими и юридическими лицами как заинтересованными в получении соответствующей публично-правовой услуги субъектами.
Требования к структуре административного регламента, регламентирующего оказание муниципальной или государственной услуги
Специальным федеральным законодательством, регламентирующим порядок предоставления услуг органами власти государственного и муниципального уровней, предусматриваются и требования относительно структурного и содержательного аспектов административных регламентов. Так, законом прямо предусмотрено, что структура административного регламента оказания муниципальной или государственной услуги должна формироваться следующим образом:
- общая характеристика;
- стандарт оказания публично-правовой услуги органом муниципального или государственного уровней;
- содержание административной процедуры, опосредующей оказание услуги муниципального или государственного характера;
- последовательность действий, образующих административную процедуру, опосредующую оказание муниципальной или государственной услуги;
- сроки реализации административных действий, образующих административную процедуру, опосредующую оказание муниципальной или государственной услуги;
- требования к осуществлению административной процедуры, опосредующей оказание муниципальной услуги государственного или муниципального характера;
- специфика реализации административной процедуры, опосредующей оказание услуги муниципального или государственного характера в порядке электронного документооборота;
- специфика реализации административной процедуры, опосредующей оказание услуги муниципального или государственного характера, через ресурсы многофункционального центра;
- инструменты реализации контрольных мероприятий в отношении соблюдения требований административного регламента при реализации действий, образующих административную процедуру, должностными лицами и органами публичного управления государственного и муниципального уровней.
Разработка структуры административного регламента оказания государственной или муниципальной услуги
Специальным федеральным законом, устанавливающим основы организации на территории страны предоставления услуг государственного и муниципального характера, регламентируется процедура разработки административного регламента, а именно его структурного и содержательного компонентов.
Содержание и структура проекта административного регламента разрабатывается органом публичного управления местного или государственного уровней, который и оказывает в рамках своей компетенции услугу государственного или муниципального характера. Так, к числу субъектов разработки содержания и структуры административного регламента осуществления конкретной услуги государственного или муниципального характера относятся: орган публичного управления федерального, регионального и муниципального уровней, орган государственного внебюджетного фонда, государственная корпорация и др. Названные субъекты по завершении работы по подготовке проекта административного регламента размещают его в электронном виде в информационной сети общего пользования на своих официальных сайтах. Доступ к ознакомлению с проектом должен быть обеспечен всем заинтересованным лицам.
Проект регламента всегда выступает объектом экспертной оценки: экспертное исследование содержания и структуры административного регламента осуществляется, как самостоятельно – органом публичного управления, так и в независимом порядке.
Экспертное исследование регламента независимыми субъектами имеет своей целью определить возможные положительные и отрицательные последствия реализации регламента.