Стратегия социально-экономического развития региона – это комплекс практически обоснованных и нормативно закрепленных мероприятий, мер и инструментов, которые направлены на решение задач эффективного социально-экономического развития региональных территорий и территории государства в целом в долгосрочной перспективе на основе анализа факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на развитие региональной территории, и планируемых показателей социально-экономического развития в соответствии с установленной ресурсной базой.
Основные тенденции современного социально-экономического развития регионов
Социально-экономическое состояние современных регионов страны характеризуется противоречивыми тенденциями:
- происходит сокращение отраслей перерабатывающего производства;
- сохраняет и развивает свою значимость добывающее производство;
- происходит точечное развитие сферы услуг и роста числа торговых и финансовых учреждений.
Названные процессы тесно взаимосвязаны: политическое, социальное и экономическое устройство страны в целом и положение страны на международной арене ведет к невозможности эффективной организации перерабатывающих производств и развитию нематериальной сферы и по-прежнему ориентируют всю экономику страны от государственного до муниципального уровня на развитие и поддержку добывающего производства как единственного ресурса, востребованного от России на международной арене. При этом такой путь в долгосрочной перспективе роста благосостояния населения региона и государства в целом обеспечить не способен.
Фактически рассмотренная модель организации отечественной экономики и хозяйства позволяет говорить о ее доиндустриальном характере и тенденциях регресса.
Значение стратегии социально-экономического развития региона
Последние десятилетия преобразований политического, социального и экономического развития страны обусловили повышение самостоятельности региональных территорий в решении задач собственного социально-экономического развития. Указанным обусловлено и возложение на органы публичного управления региональными территориями большей ответственности в отношении обеспечения показателей социально-экономического роста благосостояния регионов.
На процессы социально-экономического развития региональной территории оказывают влияние факторы, как ограничительного, так и позитивного характера:
Объективные факторы – это:
- макроэкономическая среда;
- место региональной территории в системе общегосударственного разделения труда;
- географические и природные характеристики региональной территории;
Субъективные факторы - это:
- система реализуемых на региональной территории методов управления социально-экономическим развитием;
- профессионализм и добросовестность должностных лиц и служащих, обеспечивающих работу аппарата публичного управления региональной территорией;
- качеством разработки и реализации стратегических документов развития региональной территории в социально-экономическом плане и пр.
Необходимо подчеркнуть, что эффективность стратегии социально-экономического развития региона должна учитывать концепцию этапов социально-экономического роста всякой территории. Такое развитие стандартно проходит стадии – доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Важно понимать, что когда речь идет о первой стадии, развитие территории обеспечивается посредством эксплуатации добывающих отраслей, сельского хозяйства, промышленности горнодобывающего, лесного и рыбного комплекса, на второй стадии развитие обеспечивается посредством использования перерабатывающих отраслей – химической, легкой промышленности, машиностроения и пр., на последней стадии развитие обеспечивается посредством достижений нематериального производства – инновационных разработок, информационных технологий, посреднических услуг в сфере торговли, финансов и пр.
Правильное понимание перспективных в долгосрочном периоде рычагов развития региональной территории обеспечивает эффективную управленческую деятельность и благосостояние населения региона.
Содержание стратегии социально-экономического развития региона
Стратегия социально-экономического развития региона должна содержать не просто перечень мероприятий, которые точечно воздействуют на отдельные экономические сферы региональный территории, такая стратегия должна внедрять новые управленческие методы и приемы, эффективность которых была подтверждена частной сферой.
Так, к числу наиболее перспективных инструментов, методов и приемов с точки зрения обеспечения социально-экономического развития региональной территории опыт публично правового управления и опыт сферы частного бизнеса позволяет отнести:
- обеспечение промышленного развития региональной территории посредством формирования привлекательного инвестиционного климата и активного диалога органов публичного управления с потенциальными инвесторами;
- организацию эффективной поддержки малого и среднего бизнеса, прежде всего, в тех сферах, которые имеют решающее значение для реализации преимуществ региональный территории в экономике страны и на международной арене;
- использование для продвижения региональной территории и ее городских центров приемов маркетинга;
- стратегическое планирование развития региональной территории посредством широкого исследования перспективных преимуществ территории в сфере социально-экономического развития, разработки и осуществления мероприятий такого развития посредством оптимального использования ресурсов, имеющихся в распоряжении региона и привлекаемых за счет инвестиций и пр.
Внедрение новых технологий в управление региональной территорией требует и привлечения профессионалов «нового формата» в органы публичного управления региональной территории. Это требует аккумуляции и направления ресурсов в человеческий капитал региональной территории.