Стратегическое планирование в государственном и региональном управлении – это законодательно утвержденная концепция публичного управления, предполагающая на основе анализа текущего социально-экономического состояния территории и имеющихся ресурсов определение стратегических направлений социально-экономического развития, источников, методов, инструментов и мероприятий обеспечения такого развития усилиями должностных лиц и органов публичного управления с привлечением субъектов хозяйствования, институтов гражданского общества.
Значение стратегического планирования в государственном и региональном управлении
Вопросы стратегического планирования в публичном управлении широко исследуются в теории уже более 100 лет. Базовые дискуссии по этому вопросу можно свести к двум основным направлениям:
- публичное управление, в том числе публичное управление экономикой, требует не только стратегического и оперативного управления, но доминирования над общественными процессами;
- стратегическое планирование – неэффективный инструмент, поскольку свободный рынок способен сам отрегулировать социально-экономические процессы и соответственно обеспечить социально-экономическое развитие общества.
Современная практика публичного управления стратегического планирования продемонстрировала, что аргументы представителей указанных направлений несостоятельны. По результатам исследования публичного управления посредством стратегического планирования в разных государственно-правовых системах можно сделать вывод, что наиболее эффективным является смешанные подходы к публичному управлению и управлению экономическим развитием, то есть подходы, который совмещают:
- инструменты рыночного саморегулирования;
- инструменты стратегического планирования на уровне публичного управления.
Так, к доводам в пользу использования смешанной модели управления социально-экономическим развитием можно отнести следующие аргументы:
- как демонстрирует практика публичного управления, в том числе управления социально-экономическим развитием, такое развитие нередко сопровождают кризисные ситуации, так называемые провалы рынка или провалы государства, которые взаимно устраняются государством или соответственно рынком. Так, например, социальные и экологические проблемы, которые вызваны стремлением предпринимательства снизить собственные издержки, должны нивелироваться прямым государственным вмешательством;
- хозяйственная деятельность в рамках экономической системы предполагает согласование интересов различных субъектов – населения, представителей бизнеса, публично-правовых образований и гражданского общества и пр. Такое эффективное согласование законы свободного рынка не всегда способны обеспечить, в то время как стратегическое планирование позволяет в долгосрочной перспективе определить каналы взаимодействия и координации таких интересов;
- в период кризиса экономических систем, когда экономическая ситуация становится крайне неопределенной, полагаться исключительно на законы свободного рынка не представляется возможным и требуется вмешательство государства;
- практика публичного управления международного сообщества продемонстрировала, что наиболее успешными являются те государства, которые в своей внутренней политике сочетали использованием методов стратегического планирования и рыночных методов и пр.
Таким образом, стратегическое планирование в системе публичного управления, прежде всего в системе управления социально-экономическим развитием, является важным инструментом для определения перспектив такого развития, согласования интересов субъектов хозяйственной системы страны и поддержки предпринимательства и населения в сложных, кризисных ситуациях.
Понятие и содержание стратегического планирования в государственном и региональном управлении
В самом общем виде стратегическое планирование в системе публичного управления можно определить как прогнозирование и достижение желаемого социально-экономического состояния территории посредством реализации ответственными субъектами системы принципов, методов, инструментов и мероприятий. Достижение целей и задач социально-экономического развития обеспечивается исходя из утвержденных направлений за счет реализации конкурентных преимуществ территории, поддержки приоритетных сфер хозяйствования и пр.
Законодательством стратегическое планирование в государственном и региональном управлении характеризуется как деятельность участников стратегического планирования по постановке целей, прогнозированию, планированию, программированию социально-экономического развития территории государства в целом, региональных и муниципальных территорий, отдельных экономических отраслей или сфер публичного управления, обеспечения национальной безопасности государства для решения задач социально-экономического развития.
В обстоятельствах рыночной системы хозяйствования стратегическое планирование позволяет достичь следующих положительных результатов:
- выявлять, использовать и развивать конкурентные преимущества отдельных территорий государства в целом;
- выявлять точки роста, которые позволят добиться положительного результата в социально-экономическом развитии;
- аккумулировать инвестиции в приоритетных для социально-экономического развития отраслях и территориях;
- сформировать научную базу для разработки и реализации эффективных методов и инструментов планирования социально-экономического развития;
- создать базу для координации интересов государства, общества и бизнеса.
Процедура стратегического планирования в государственном и региональном управлении
Стратегическое планирование в государственном и региональном управлении можно охарактеризовать как целенаправленную деятельность, которая включает в себя отдельные стадии, объединенные специфическими целями и задачами:
- мониторинг текущего состояния объекта управления и прогнозирования закономерностей его развития, а также факторов влияния внутренней и внешней среды;
- определение конкурентных преимуществ территории;
- непосредственная разработка стратегий, целей и задач, методов, инструментов, мероприятий, установление ответственных субъектов;
- контроль и оценка эффективности реализации стратегии.