Муниципальная служба в России – это законодательно и нормативно регламентированная специальная профессиональная деятельность лиц, отбираемых посредством конкурсных процедур на должности муниципальной службы, обеспечивающих функционирование системы местного самоуправления, эффективное решение вопросов местного значения в целях прогрессивного социально-экономического развития местной территории и удовлетворения потребностей местного населения.
Правовое регулирование и значение муниципальной службы в России
Муниципальная служба – это институт местного самоуправления, который реализуется для обеспечения функционирования системы местного самоуправления. Муниципальная служба опосредует профессиональную деятельность лиц, привлекаемых на конкурсной основе на должности службы на базе заключения трудового контракта для реализации должностных обязанностей, то есть решения задач публичного управления на местном уровне.
Иными словами, от эффективности, добросовестности и профессионализма деятельности лиц, замещающих должности муниципальной службы, зависит успешность функционирования системы местного самоуправления, решения вопросов местного значения и, как следствие, удовлетворенность местного населения, его благосостояние.
Правовая регламентация функционирования института муниципальной службы осуществляется в специальном федеральном и региональном законодательстве, а также в актах местного нормотворчества, в том числе в уставах муниципалитетов.
Итак, правовой регламентации института муниципальной службы в названных нормативно-правовых актах подлежат следующие вопросы:
- требования, которые предъявляются к муниципальным должностям;
- определение правового положения лица, замещающего должность муниципальной службы;
- условия и процедура осуществления лицом муниципальной службы в соответствии с занимаемой должностью и др.
Становление муниципальной службы в России
В дореволюционной России прототипом муниципальной службы выступают местные органы, которые начали формироваться после земской реформы 1864 г., отменившей крепостное право и определившей права и обязанности сельских и волостных служащих. Эти должности замещались на выборной основе или по найму. Ответственность служащих регламентировалась земскими управами, где служащие проходили службу. С того же периода начинает складываться одна из организационных основ муниципальной службы – требование о недопущении совмещения занятия должности в системе публичного управления с иной профессиональной деятельностью. При этом в данный исторический период местные органы нельзя рассматривать в качестве самостоятельных институтов публичного управления.
В Советском государстве местные органы также реализовывали политику центральной власти на местах, института муниципальной службы не существовало.
Современная муниципальная служба – это институт, который начал свое формирование с принятием новой Конституции. Основы организации и реализации муниципальной службы российскими гражданами получили закрепление на уровне федерального законодательства и были конкретизированы в региональном законодательстве и местном нормотворчестве.
Становление института муниципальной службы в условиях российской действительности привело к формированию следующих специфических особенностей:
- муниципальная служба организационно обособленна от государственной службы, поскольку она учреждена и функционирует для обслуживания системы местного самоуправления, которая в соответствии с конституционными положениями обособленна от государственной системы публичного управления. Однако при этом основы организации муниципальной службы определяются на уровне федерального законодательства и в полной мере должны соответствовать всем демократическим принципам и ценностям, которые утверждены в качестве основы государственного строя России;
- муниципальная служба – это институт, учрежденный для обеспечения публичного управления местными сообществами. Иными словами, муниципальная служба учреждается и функционирует для решения вопросов местного значения как самый близкий к населению институт публичного управления. Эффективность деятельности муниципальных служащих определяет повседневную жизнедеятельность местного сообщества, удовлетворенность населения системой публичного управления на местном уровне;
- правовая регламентация муниципальной службы обеспечивается закреплением основ организации и функционирования муниципальной службы на федеральном уровне и конкретизацией таких основ в региональных и местных нормативно-правовых актов.
Тенденции и перспективы развития муниципальной службы в России
В качестве приоритетной цели совершенствования муниципальной службы в условиях современной российской действительности определяется ориентация служащих на обеспечение прав и свобод личности как основной цели своей деятельности, что, в свою очередь, требует:
- налаживания эффективных каналов связи с населением;
- формирования партнерской модели взаимоотношений между органами публичного управления на местном уровне и населением;
- информатизации сферы оказания муниципальных услуг;
- повышения открытости, прозрачности и доступности сведений относительно местных управленческих процессов и, соответственно, осуществления муниципальными служащими своих полномочий и др.
Важнейшее значение для совершенствования и развития муниципальной службы в стране имеет повышение профессионального уровня муниципальных служащих и искоренение коррупции в системе муниципальной службы.
Повышение уровня специалистов, привлекаемых на должности муниципальной службы, должно обеспечиваться посредством:
- оптимизации инструментов отбора претендентов на должности, в частности, повышения открытости муниципальной службы для специалистов частной сферы;
- внедрение в практику муниципальной службы новых инструментов профессионального развития – тренингов, семинаров, деловых игр и т. д.;
- стимулирование служащих к самостоятельному профессиональному развитию и др.