Формы и методы участия общественности в процессе принятия и исполнения государственных решений в РФ – это законодательные и нормативно установленные институты, инструменты и мероприятия, обеспечивающие реализацию прав населения на участие в публичном управлении государством, опосредующие процесс вовлечения отдельных социальных групп или населения государства в целом в разработку, утверждение и реализацию решений публичного управления на федеральном, региональном и местном уровнях.
Значение участия общественности в процессе принятия и исполнения государственных решений в РФ
Участие общественности в процессе принятия и исполнения государственных решений в РФ в самом общем виде можно определить как вовлечение населения, которое не реализует специальные публично-правовые полномочия в качестве своей профессиональной деятельности, в процесс разработки, утверждения и реализации решений органами публичного управления на федеральном, региональном и местном уровнях во всех областях общественной жизни, которые непосредственно касаются отдельной социальных групп или всего населения страны.
Главная цель вовлечения населения в процессы принятия публично-правовых решений на федеральном, региональном и местном уровнях – это обеспечение благосостояния населения, удовлетворения потребностей личности в полном объеме и повышения эффективности процессов публичного управления.
Повышение эффективности процессов публичного управления следует рассматривать как сочетание двух взаимосвязанных элементов:
- сокращение ресурсных затрат на разработку и реализацию наиболее эффективного решения социально-экономических проблем, которые влияет на благосостояние и обеспечение прав значительного числа субъектов предпринимательства и граждан;
- разработка и принятие управленческого решения для преодоления социально-экономической проблемы, которое в наибольшей степени учитывает права и законные интересы всех сторон.
Нормативно-правовое регулирование форм и методов участия общественности в процессе принятия и исполнения государственных решений в РФ
Нормативно-правовое регулирование форм и методов участия общественности в процессе принятия и исполнения государственных решений в РФ охватывает все уровни отечественной правовой системы.
Так, конституционными положениями закрепляются права российского населения на непосредственное участие в управлении публично-правовыми делами государства.
В самом общем виде форм участия общественности в процессе принятия и исполнения государственных решений в РФ можно определить как:
Непосредственная форма участия общественности в процессе принятия и исполнения государственных решений РФ. Реализация названной формы происходит посредством использования следующих методов:
- референдум по вопросам государственного управления, когда население всей страны или конкретной территории, входящей в ее состав, решает вопросы публично-правового управления путем непосредственного выражения собственного решения по конкретному вопросу;
- выборы. Для реализации названного метода участия общественности в процессе принятия и исполнения государственных решений в РФ специально уполномоченными органами организуются на конкретной территории или на территории всей страны выборы на должности публичного управления и в представительные органы публичного управления населением лиц из числа кандидатов, заявленных в установленном законом порядке;
Иные формы участия общественности в процессе принятия и исполнения государственных решений в РФ. Примерами таких форм участия могут служить проведение опросов, анкетирование населения по конкретным аспектам публичного управления для подготовки соответствующего решения. При этом результаты таких вопросов носят информационный характер и не обязательно учитываются при принятии управленческого решения.
Специальным законодательством, конкретизирующим конституционные положения, регулируются вопросы участия общественности в принятии и исполнении государственных решений в конкретной сфере общественной жизни.
Формы и методы участия общественности в принятии и исполнении государственных решений освещаются в специальном законодательстве, регулирующем вопросы организации местного самоуправления.
Характеристика методов участия общественности в процессе принятия и исполнения государственных решений в РФ
Участие населения страны в принятии и исполнении государственных решений представляет собой перманентный процесс взаимоотношений между населением, права и законные интересы которого могут быть затронуты последствиями принимаемого решения, и субъектами системы государственного управления – должностными лицами, служащими, органами власти, их специальными подразделениями.
Для эффективности взаимодействия между системой государственного управления и населением и обеспечения активного участия населения в принятии и исполнении государственных решений необходимо, чтобы такое взаимодействие строилось на следующих принципах:
- обеспечение общественности необходимой информацией относительно процесса принятия и реализации управленческого решения и инструментов, форм и методов участия населения в таком процессе;
- активное исследование системы государственного управления отдельными должностными лицами, специальными подразделениями, специальными органами мнения населения в отношении конкретной социально-экономической проблемы, по которой принимается соответствующие управленческое решение. Такое исследование должно включать отношение населения к проблеме, к предполагаемому решению, к альтернативным вариантам решения проблемы.
В качестве основных методов участия общественности в государственном управлении можно назвать:
- получение информации относительно текущих управленческих процессов и форм, методов участия в них;
- учет системой государственного управления мнения общественности по конкретному управленческому вопросу;
- совместная разработка и реализация управленческих решений населением и системой государственного управления;
- общественный контроль.