Природно-ресурсный потенциал федеральных округов Российской Федерации – это совокупность различных природных ресурсов, сосредоточенных на территории отдельных федеральных округов и призванных обеспечивать осуществление собственного воспроизводства и восстановления, а также производство услуг и продуктов, используемых для обеспечения жизнедеятельности населения федеральных округов.
Сущность природно-ресурсного потенциала федеральных округов Российской Федерации
Основной характеристикой природно-ресурсного потенциала федеральных округов является не арифметической показатель стоимости природных ресурсов, которые расположены на территории этих округов, а показатели, характеризующие уровень возможного использования этих ресурсов.
Оценка уровня использования природно-ресурсного потенциала федеральных округов российской федерации производится с позиции обеспеченности:
- во-первых, условий жизни населения федеральных округов;
- во-вторых, условий непроизводственные производственной деятельности населения федеральных округов;
- в-третьих, восстановление естественного воспроизводства природных ресурсов.
Между историей развития человечества и реализацией природно-ресурсного потенциала существует крепкая взаимосвязь. На начальных этапах исторического развития общества природно-ресурсный потенциал выступал в качестве основного средства обеспечения потребностей и формирования условий развития общества, однако с течением времени и увеличением масштабов наносимого природе ущерба значимость этого компонента в общественном развитии снижается.
Основным препятствием для развития данной тенденции может выступать проведение точной оценки природно-ресурсного потенциала, выявление факторов, оказывающих влияние на его наращение, сокращение величины наносимого ущерба и установление степени влияния деятельности людей на окружающую среду.
К числу факторов, влияющих на природно-ресурсный потенциал федеральных округов, следует отнести:
- наличие и объем запасов природных ресурсов на территории отдельного федерального округа;
- сбалансированность, сочетание, качественное состояние, геологическое расположение природных ресурсов на территории федерального округа;
- рациональность природопользования на территории федерального округа;
- удельный вес отходов и выход конечного продукта из объема потребленных природных ресурсов.
Задача властей государства и федеральных округов, а также входящих в состав регионов, состоит в наращивании природно-ресурсного потенциала. Эта проблема остро стоит перед властями в связи с тем, что темп использования природных ресурсов существенно превышают темпы их восстановления.
Сравнительная оценка природно-ресурсного потенциала федеральных округов Российской Федерации
Характеристику природно-ресурсного потенциала федеральных округов России дают зачастую в разрезе природных и минеральных ресурсов.
Для природных ресурсов федеральных округов России характерна значительная величина, разнообразие, низкий уровень изученности, неравномерность размещения в рамках отдельных федеральных округов. При этом природные ресурсы имеют наибольшую концентрацию в тех федеральных округах, которые богатые на слабообжитые районы, характеризующиеся неблагоприятными природными условиями. Федеральные округа, имеющие большую плотность населения, значительный уровень освоения, характеризуются истощением природных ресурсов.
В общем виде запасы природных ресурсов России в общемировых запасах характеризуется следующими данными: на нефть приходится 6% от общемировых запасов, на железную руду – 14%, на уголь – 13%, на газ – 35%, на гидроэнергоресурсы – 9%, на лес – 23%, на земельную площадь – 13%.
В качестве минеральных ресурсов или полезных ископаемых выступают образования земной коры, имеющие естественное органическое или неорганическое происхождение, пригодные для использования в материальном производстве. Вся совокупность минеральных ресурсов федеральных округов России делится на топливно-энергетические ресурсы, к числу которых относятся природный газ, нефть, торф, уголь, горючие сланцы и так далее; металлорудные ресурсы, к числу которых относятся руды; неметаллические ресурсы, включающие в себя химическое строительное сырье, технические руды.
Отличием минеральных ресурсов является их невозобновляемость.
Федеральные округа России по-разному обеспечены природными и минеральными ресурсами. Так, для Сибирского, Северо-Кавказского и Дальневосточного региона характерно наличие высокого объема топливно-энергетических ресурсов, Уральский федеральный округ характеризуются запасами различных руд, Сибирский и Северо-западный федеральный округ имеют большие запасы леса, Приволжский округ характеризуется запасами гидроэнергии и так далее.
Различия федеральных округов России по природно-ресурсному потенциалу оказывает прямое воздействие на уровень развития их территорий. Богатство природно-ресурсного потенциала способствует размещению на территории федеральных округов различных материальных производств, осуществляющих добычу или переработку ресурсов. Это способствует созданию рабочих мест, пополнению бюджетов регионов, расположенных на территории федеральных округов, повышению уровня благосостояния населения.
Помимо этого, составляющей природно-ресурсного потенциала федеральных округов России является площадь их территории. Чем больше такая площадь, тем больше вероятность увеличения объемов природных и минеральных ресурсов на территории данного федерального округа. С этой точки зрения лидирующую позицию занимает Дальневосточный федеральный округ, площадь которого превышает 6 миллионов квадратных километров, на втором месте находится Сибирский федеральный округ, тройку лидеров замыкает Уральский федеральный округ.