Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Понятие, разновидности и источники знаний

Определение 1

Знания – это результат поиска, сбора и осмысления сведений о законах природы, социума, мышления.

Подходы к определению понятия «знания»

Категория знаний многогранна, в разных теориях и контекстах содержание этой категории может отличаться. В самом общем виде категория знания может охватывать:

  • осознанные человеком сведения и факты, классифицированные по избранному критерию;
  • понимание данных и фактов;
  • теоретические концепции интерпретации фактов;
  • принципы и механизмы получения сведений;
  • способы интерпретации данных и др.

Понятие знаний стало разрабатываться еще в античный период человеческой истории. Уже в указанный период знания рассматривались как накопленный, закодированный социально значимый опыт. Так, например, разработанная Платоном концепция знаний, в том или ином виде используются современной наукой. По Платону, знания – это статическое понятие, его можно зафиксировать в книге или в сознании человека, однако ему требуется пробуждающий, оживляющий стимул.

Современная теория предлагает следующие основные подходы к определению категории «знания»:

  • знания представляют собой информацию, изменяющую что-либо, кого-либо и выступающую причиной действий или формирующую возможности как для отдельного человека, так для социальной группы совершения более эффективных действий в различных сферах общественной жизни. Знания формируются и применяются в сознании специалистов, для которых формирование и применение знаний являются профессиональной деятельности. Таким образом, знания фактически фиксируются в документах, в специальных хранилищах информации и в повседневной деятельности специалистов – в тех инструментах, методах и процессах, которые используются ими для организации собственной деятельности;
  • знания представляют собой совокупность различной информации и способностей, которые люди используют для решения конкретной практической проблемы. При этом важно отметить, что знания аккумулируют как теоретические, так и практические данные, конструируются человеком и отражают его ожидания причинно-следственной связи;
  • знания – это форма отражения части реального или предполагаемого мира на конкретном носителе и др.
«Понятие, разновидности и источники знаний» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Классификация знаний

В теории выделяют разнообразные классификации знаний. К числу основных классификаций можно отнести следующие:

  1. По целевому признаку знания можно разделить на:

    • теоретические, которые представляют собой фундаментальные концепции, теории, принципы, модели, гипотезы, выведенные и обобщенные специалистами в процессе длительной научной деятельности;
    • практические, которые представляют собой результаты прикладной теории, эмпирических правил опыта и пр., используемые постоянно при реализации практической деятельности.
  2. По способу закрепления знания могут быть:

    • формализованными. Это знания, которые могут быть зафиксированы и передаваться от одного человека к другому, от одного поколения к другому посредством использования языковой и иных формализованных систем. Названными знаниями являются в частности знания, содержащиеся в научных докладах, монографиях и пр.;
    • неформализованными. Этот тип знаний приобретается индивидуумом на практике и лишь частично передается от одного человека к другому. Примером таких знаний в частности в бизнес-сфере являются оригинальные процессы организации бизнеса на конкретном предприятии, которые, например, может освоить вновь пришедший работник.
  3. По степени доступности знания делят на:

    • явные, то есть те, которые определены, конкретизированы, воспроизведены, сохранены и доступны для освоения из специальных источников – статей, учебников, справочников и др.;
    • неявные. Этот тип знаний не позволяет легко проверить их, обсудить, поскольку они формируются в процессе практической деятельности, находят выражение в умениях и способностях конкретных индивидов и не всегда фиксируются, а передаются нередко исключительно за счет устного обмена мнениями.

Источники знаний

Для современной теории и практики крайне важно обеспечить выявление всего многообразия источников знаний и обеспечения доступности таких источников для всех заинтересованных субъектов. Распространение информационных технологий изменило взаимоотношения между специалистами и неспециалистами, между хозяйствующими субъектами и персоналом, между источником блага и его потребителем. Знания объективно следует рассматривать не как однонаправленное явление, а как базу для постоянного информационного обмена между создателями и пользователями информации.

С точки зрения субъекта хозяйствования или иной организации знания добываются как из внутренних, так и из внешних источников. В состав системы внешних источников знаний можно включить:

  • публикации в журналах, иных периодических изданиях, в учебной и научной литературе, в сборниках по результатам проведения конференций, круглых столов и пр.;
  • специально организованные консультационные источники;
  • специальные отраслевые документы в конкретной сфере человеческой деятельности;
  • образовательные ресурсы – образовательные программы, курсы, семинары;
  • поток информации, поступающей от субъектов, с которыми взаимодействуют индивид, социальная группа, предприниматель и пр.

К числу внутренних источников знаний по отношению к субъекту предпринимательства или любой другой организации можно отнести:

  • опыт и знания специалистов организации;
  • сведения, поступающие от внутренних и внешних клиентов;
  • корпоративные экспертные исследования;
  • политику организации и др.

Решающее значение для эффективного использования знаний сегодня имеют:

  • обстоятельства, надежность источников знаний;
  • возможность эффективной проверки полноты, достоверности, актуальности данных;
  • возможность эффективно и оперативно собирать, обрабатывать и использовать данные, прежде всего за счет использования информационных технологий. Здесь важно подчеркнуть, что с информатизацией общественных отношений решающую роль в сборе, аккумулировании и обработки информации стали играть информационные технологии, которые позволяют автоматически обрабатывать большие массивы данных для решения конкретных теоретических и практических проблем.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot