Спонсорская модель развития города – это модель обеспечения развития муниципального образования городского типа, которая основана на предоставлении поддержки финансового или иного характера каким-либо хозяйствующим субъектом по отношению к определенным мероприятиям, направленным на развитие города, обеспечивающим достижение целей их маркетинговой деятельности.
Сущность и значение спонсорской помощи в развитии города
Как известно, финансирование муниципальных образований, в том числе и городского типа, осуществляется на основе дефицитных бюджетов или бюджетов, в силу недостаточности своих средств игнорирующих некоторые цели развития городского хозяйства.
Спонсорская помощь по отношению к развитию населения городского типа призвана обеспечить реализацию тех проектов социально-экономического развития муниципалитета, которые не способна финансировать муниципальная власть. При этом следует понимать, что спонсорство нельзя считать равным благотворительности, меценатству или альтруизму. В основе спонсорства находится предоставление финансовых ресурсов, которое обеспечивает спонсору достижение определенной цели, извлечение некоторой пользы.
В соответствии с действующим российским законодательством под спонсором понимают лицо, которое предоставляет определенные ресурсы, направляемые на организацию и проведение мероприятий культурного, спортивного или другого характера на территории города, создание или трансляцию передач на телевидении или радио или иных творческих результатов деятельности.
Под спонсорством понимают деятельность, осуществляемую спонсором, предоставившим средства для финансирования определенного мероприятия на территории города.
Субъект спонсорской модели развития города
В качестве субъекта спонсорства по отношению к развитию города может выступать любое лицо, в том числе физическое и юридическое, при условии, что оно предоставило средства в обмен на размещение информации о себе.
Спонсорство развития города может осуществляться и на безвозмездной основе, когда субъект спонсорство не ожидает от городских властей осуществления рекламы его действий с упоминанием имени и продукции. основное условие из консульства состоит в целевом характере предоставляемых средств на финансирование конкретного мероприятия городской жизнедеятельности. Это целевая направленность является основным отличием спонсорская модели развития городского хозяйства от благотворительной деятельности.
Спонсорство направлено на достижение следующих цели: хозяйствующие субъекты стремятся осуществить повышение осведомленности населения городского муниципального образования относительно своей торговой марки, организации, а также обеспечить улучшение своего имиджа или позиционирование за счёт ассоциирование со значимыми для города событиями, мероприятиями, ценностями.
Сравнительная характеристика спонсорства и благотворительности
Такая форма поддержки как спонсорство и благотворительность с точки зрения законодательства наделяется различным статусом, который налагает на них разную степень ответственности. В частности, благотворительность не имеет рыночных целей, она может носить анонимный характер, в то время как спонсорство всегда обозначает своего субъекта на обязательной основе.
Между добровольной благотворительностью и спонсорской помощью есть несколько обобщенных характеристик, перечень которых сводится к следующему:
- во-первых, оказание благотворительной помощи или спонсорской помощи может осуществляться любым гражданином России, организацией, индивидуальным предпринимателем;
- во-вторых, добровольный характер осуществления деятельности. И спонсор, и благотворитель сами определяют объемы своей помощи;
- в-третьих, спонсорская помощь используется в соответствии с целевым характером финансирования, в то время как благотворительные средства могут распределяться более свободно.
Отличие состоит в том, что при осуществлении благотворительной деятельности субъект-благотворитель не рассчитывает на какую-либо ответную помощь или иные активные действия муниципальных властей. Благотворитель делает доброе дело по собственному желанию, не рассчитывая на огласку своих действий.
Спонсорство же, наоборот, преследует получение прямой выгоды. Спонсор при осуществлении своей деятельности может рассчитывать на обязательную отдачу со стороны муниципальных властей города. Такие обязательства закрепляются отдельными договорами. Спонсорство выступает в качестве социально-ответственного дела, способного обеспечить получение пользы как спонсором, так и муниципальным образованием городского типа.
При этом основная цель состоит все-таки не в оказании помощи тем, кто нуждается в ней, но прежде всего в получение выгоды для себя.
Хозяйствующие субъекты и физические лица принимают на себя определенный состав обязательств, которые указываются в договоре, муниципальные власти при этом от своего имени не дают обещания об осуществлении всесторонней рекламы продуктов, услуг или личности спонсора за счет использованием всех доступных информационных каналов.
Спонсорство в системе развития города
Механизм спонсорства используется городскими властями для обеспечения развития поселения за счет частных средств, не требующих начисления и уплаты процентов, иной финансовой платы. Муниципальные власти в этом случае без особых финансовых затрат могут организовать на достойном уровне мероприятия, необходимые городу для обеспечения его всестороннего развития. Привлечение спонсорской помощи на развитие города обеспечивает экономию средств муниципального бюджета, средств, выделяемых федеральным бюджетом под конкретные цели.
Высвобождаемые в результате спонсорства финансовые ресурсы муниципалитета могут быть направлены на финансирование иных острых социальных проблем развития города.