Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Современное состояние и перспективы развития экономической основы местного самоуправления

Особенности местного самоуправления

Определение 1

Местное самоуправление – это самостоятельное (в границах, установленных конституцией и законами государства) осуществление населением своей публичной власти по вопросам местного значения, реализуемое непосредственно или через избранные народом органы.

Регулирование хозяйственной жизни государственной властью сохранилось, несмотря на то, что большая часть отношений регулируется с помощью рыночного механизма. Вмешательство власти необходимо для ситуаций «провала рынка», а также для решения задач распределения средств с целью решения социально-экономических вопросов. Структура власти в разных странах отличается. В больших федеративных государств, таких как Россия, строится многоуровневая система управления. Государственное регулирование осуществляется на федеральном, региональном и местном уровне.

Трехуровневые системы управления характеры для стран с федеративным устройством. Двухуровневые применяются в небольших государствах. Одноуровневые характерны для маленьких государств.

Местное самоуправление занимается регулированием публичных дел, их управлением. Оно осуществляется через муниципалитеты. Муниципалитеты необходимы для того, чтобы связывать между собой требования населения и деятельность высшей власти. Сегодня в мире распространены следующие модели самоуправления:

  • Англосаксонская.
  • Континентальная.
  • Смешанная.
  • Советская.

Способы местного самоуправления так же различаются по типу устава. Существуют системы управления, где совет имеет преобладающие полномочия. В других структурах правами обладает глава исполнительного органа. Есть системы управления, где представители центральной власти отсутствуют, их задачи исполняются органами местного самоуправления, члены которого избираются народом.

Замечание 1

Таким образом, местное самоуправление является частью общей системы управления территорией страны. В зависимости от исторических, экономических и социальных особенностей развития территории вырабатывается определенная система управления.

«Современное состояние и перспективы развития экономической основы местного самоуправления» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Современное состояние местного самоуправления

Местное самоуправление является инструментом народа для реализации власти. Оно представляет собой децентрализованную форму управления. Муниципалитеты наделены самостоятельностью и автономностью. Изначально органы самоуправления создавались для того, чтобы реализовать право территорий на выражение своей воли. Для России характерной особенностью муниципалитетов является тот факт, что они представляют собой публичную власть, а не часть гражданского общества.

Муниципальное образование может быть представлено городским или сельским поселением, муниципальным районом, городским округом или внутригородской территорией города федерального значения. На местном уровне решаются следующие вопросы:

  1. Непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования.
  2. Соблюдение требований Конституции и Федеральных законов.
  3. Самостоятельная реализация решений населением или органами самоуправления.
  4. Осуществление взаимодействия между соседними поселениями.

Органы местного самоуправления наделены собственными полномочиями. Члены управления избираются населением. При образовании муниципалитетов необходимо соблюдение ряда принципов, которые отражаются в том числе, на экономическом положении региона. Сюда относят сохранение единства хозяйства населенного пункта, субсидиарную ответственность органов государственной власти и местного самоуправления перед населением города, унифицированный подход к структуре и организации деятельности органов местного самоуправления, сохранение единства бюджетной системы города, реализацию интересов жителей муниципального образования с учетом интересов жителей других территорий.

Граждане территории могут участвовать в организации самоуправления разными способами. Это может быть участие в выборах, публичные слушания, референдумы, собрания и сходы граждан, коллективные и индивидуальные обращения.

Перспективы развития экономической основы местного самоуправления

В России сегодня насчитывается более 40 тысяч муниципальных образований. Их деятельность регулируется Конституцией РФ и Федеральными законами. Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ без исключения. Население территории вне зависимости от места проживания имеет право на осуществление местного самоуправления. Предполагается, что жители образования действуют, исходя из общих интересов.

Экономика муниципалитета определяется межбюджетными отношениями. В России разработано новое Федеральное Законодательство, согласно которому более 90% образований стали дотационными. То есть, выделение средств из федерального бюджета происходит по остаточному принципу. Сначала финансируются стратегически важные регионы, затем остатки средств распределяются по степени значимости. Так же введены механизмы трансфертов отрицательного характера. То есть, самодостаточные муниципалитеты должны возвращать излишки средств в федеральный бюджет.

При этом законодательство закрепляет имущество за территорией. С одной стороны, это несет положительный эффект, но с другой создает ряд трудностей для развития. Например, развитие территории может потребовать приобретения дополнительного имущества, либо успешная его эксплуатация может столкнуться с законодательно закрепленной необходимостью избавиться от излишков имущества.

Не определены хозяйственные связи между муниципальными образованиями. Первая сложность связана с разграничением собственности на землю. Еще одна проблема возникает в части подготовки кадров для работы в муниципалитетах. Законом страны не определены социально-экономические полномочия местного самоуправления, что накладывает отпечаток на всю деятельность системы.

Противоречивость институтов выражается и в росте потребности населения в преобразованиях территории непосредственного проживания. Получается, что с одной стороны люди стремятся к положительным изменениям и готовы к ним, с другой стороны, нет четких законов, регламентирующих взаимодействие власти и населения на местном уровне управления.

Дата последнего обновления статьи: 04.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot