Управление социально-экономическим объектом с применением информационно-аналитических технологий – это целенаправленная деятельность должностных лиц и органов публичного управления, специальных подразделений таких органов по информационно-аналитическому обеспечению исследования внешней и внутренней среды социально-экономического объекта управления, прогнозирования вариантов развития объекта управления, планирования его развития.
Значение совершенствования управления социально-экономическим объектом с применением информационно-аналитических технологий
За последние два десятилетия информационно-коммуникационные технологии проникли во все сферы общественной жизни, существенно повысив эффективность управленческих процессов. Очевидно, что система государственного управления также должна воспользоваться достижениями информационно-аналитических технологий.
При этом информатизация системы публичного управления требует системного подхода, должны быть установлены и реализованы единые стандарты информатизации на всех уровнях и во всех отраслях публичного управления.
Кроме того, распространение информационных технологий в сфере публичного управления необходимо для эффективной интеграции в мировое сообщество, где все современные страны сегодня решают задачи информатизации публичного управления.
Так, к характеристикам современного общества можно отнести:
- значительный скачок роли информации в обеспечении функционирования современного общества; формирование и прогрессивное развитие информационного рынка; информация и знания сегодня выступают как рычаг развития производства, информационно-аналитические ресурсы используются как ресурсы для социально-экономического развития территорий;
- формирование единой информационной среды, которая обеспечивает информационное взаимодействие людей по всему миру, а также открывает доступ к информационным ресурсам по всему миру, позволяя тем самым удовлетворить социальные и личные потребности;
- возрастание в экономике роли информационных технологий, обеспечивающих рост производительности труда, возникновения новых форм социальной экономической деятельности;
- использование информационно-аналитических технологий в сфере образования и культуры, что обеспечивает рост качества профессионального и культурного развития личности, а также утверждение ценностей демократического общества и правового государства и пр.
В России сегодня также декларируется необходимость информатизации всех сфер общественной жизни, в том числе сферы публичного управления, однако фактическая публично-правовая деятельность заявленным целям соответствует не в полной мере: всего 2% от внутреннего валового продукта в России составляет рынок информационно-коммуникационных технологий, в то время как в активно развивающихся странах этот процент вдвое выше.
Основные направления совершенствования управления социально-экономическим объектом с применением информационно-аналитических технологий
Очевидно, что использование информационно-аналитических технологий в процессах публичного управления позволяет повысить их эффективность и точность, достоверность и прозрачность. Информационно-аналитические технологии должны сегодня внедряться на всех стадиях публичного управления – от исследования уровня социально-экономического развития территории до прогнозирования и планирования ее дальнейшего развития и оценки итогов такого развития.
При этом сегодня структуры публичного управления на всех уровнях власти недостаточно эффективно используют инструменты информационно-аналитического управления. Это происходит в силу самых разнообразных причин, как объективного, так и субъективного характера:
- для развития информационно-аналитических технологий в стране используется крайне незначительный объем финансовых ресурсов; не получают должной поддержки малые и средние предприятия, которые могли бы развивать информационные технологии для нужд, в том числе, и публичного управления;
- материально-техническая база многих органов публичного управления, прежде всего, это касается органов муниципального и регионального уровня, изношена и не способна обеспечить за счет собственных ресурсов информатизации процесса управления социально-экономическим развитием своей территории;
- отсутствует методологическая и методическая база для внедрения информационно-аналитических технологий в процесс управления;
- наличествует необходимость стандартизации процессов управления посредством использования информационно-аналитических технологий;
- информатизация деятельности конкретных органов публичного управления носит сегодня ограниченный и во многом формальный характер и др.
При этом отдельные усилия органов публичного управления по внедрению информационно-аналитических технологий в процесс управления социально-экономическим развитием реализованы. Так, например, в значительной степени произошла информатизация процесса предоставления государственных и муниципальных услуг. Сегодня значительный объем государственных и муниципальных ресурсов можно получить в электронной форме. Однако это лишь один элемент в системе управленческого процесса.
Требуется создание открытых информационно-аналитических ресурсов, которые бы позволяли органам публичного управления контролировать собственную эффективность и представлять информацию о результатах собственной деятельности в режиме онлайн всем заинтересованным субъектам – населению, институтам гражданского общества и пр.
При этом без целенаправленной масштабной финансовой поддержки малых и средних предприятий способных разрабатывать и внедрять инновации, в том числе информационно-аналитического характера, информатизация публичного управления будет происходить крайне медленно. Сегодня необходимо создавать благоприятный инвестиционный климат для привлечения капитала в сферу развития информационных технологий.
Отдельного внимания заслуживает утверждение в среде государственных служащих необходимости постоянного профессионального роста и освоения информационно-аналитических технологий для нужд собственной служенной деятельности.