Система государственного управления инновационными проектами – это система принципов, методов, инструментов и мероприятий финансового, организационного, образовательного, экономического, налогового, административного или иного характера по поддержке инновационного развития российской экономики в приоритетных областях – нанотехнологий, биотехнологий и пр.
Значение системы государственного управления инновационными проектами
Практика зарубежных государств демонстрирует, что наиболее успешными экономиками являются те, которые обеспечили собственное инновационное развитие и производят инновационные технологии и продукты.
В России также отмечается необходимость перехода от экспортно-сырьевой экономики к инновационной. Так, в частности, утверждена Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика». Однако, реализация названной программы не позволила обеспечить переход к инновационной экономике: инновации остаются специфической характеристикой отдельных субъектов предпринимательства, а не тенденцией экономического развития. Кроме того, реализация указанной государственной программы не позволила преодолеть следующие негативные тенденции:
- не удалось обеспечить инновационную активность и эффективность российских предпринимателей, в том числе государственных предприятий и обществ с государственным участием;
- не решена проблема коммерциализации инновационных разработок;
- не сформирована конкурентная среда, которая бы стимулировало субъектов предпринимательства к повышению технологичности собственного производства, расширению рынка за счет экспорта;
- не налажены эффективные каналы для сотрудничества научных организаций и субъектов предпринимательства;
- не произошла интеграция российской инновационной экономики в общемировую.
Указанные проблемы требуют системного решения, полного преобразования научной сферы и сферы инновационного предпринимательства. Указанное определяет значимость системы государственного управления инновационными проектами для развития страны. Это связано с тем, что только государство имеет реальную возможность формировать среду для эффективной разработки и реализации инновационных проектов, в том числе:
- выявлять экономические сферы, исследования и разработки в которых наиболее перспективны для стратегического развития экономики;
- совершенствовать законодательное обеспечение инновационной деятельности;
- реализовывать меры по защите интеллектуальной собственности, коммерческой тайны;
- формировать среду для инвестирования в приоритетные для стратегического развития российской экономики сферы;
- создавать предпосылки для постоянного инновационного процесса на условиях рынка.
Система государственного управления инновационными проектами в зарубежных государствах
Практика развитых зарубежных государств с инновационной экономикой обеспечивает управление инновационными проектами за счет разработки и реализации научно-технической политики как исключительной меры в условиях перехода к инновационной экономике. Так, например, в Южной Корее и Японии научно-исследовательские изыскания сконцентрированы по тем экономическим направлениям, которые сегодня являются прорывными. Это:
- биотехнологии;
- нанотехнологии;
- информационно-коммуникационные технологии;
- инновационные материалы и пр.
При этом важным аспектом государственного управления инновационными проектами в указанных странах является отказ от нерациональных с точки зрения современных технологий производства. Так, например, в Японии предприниматели при поддержке государства отказываются от нерациональных технологических процессов, перепродавая устаревшее оборудование зарубежным партнерам.
Пути совершенствования системы государственного управления инновационными проектами в России
Опыт зарубежного инновационного развития, а также недостатки российского регулирования инновационного обновления экономики позволяют в качестве необходимых характеристик государственного управления инвестиционных проектов выделить следующие:
- переход к инновационной экономике должен обеспечиваться разработкой соответствующей концепции, то есть предусматривать систему принципов, методов, инструментов и мероприятий по формированию благоприятной среды и активной поддержки инновационной деятельности;
- переход к инновационной экономике должен обеспечиваться реализацией инвестиционного потенциала территорий;
- переход к инновационной экономике должны осуществляться за счет сбалансированного применения методов прямого и косвенного государственного регулирования;
- концептуально переход к инновационной экономике должен объединять разнообразные мероприятия научно-исследовательского, организационного, административного и иного характера для достижения глобальной цели инновационного развития.
Сегодня российская теория и практика предлагает два основных пути совершенствования государственного управления инновационными проектами:
- в соответствии с первым подходом первоочередным этапам инновационного развития следует считать переход к технологическому укладу пятого уровня. В последующем предполагается разрабатывать и реализовывать политику перехода к новому этапу инновационного развития;
- второй путь совершенствования управления инновационными проектами предполагает отказ от модернизации имеющегося в обрабатывающей промышленности и иных экономических сферах устаревшего оборудования и технологий и внедрению инновационных технологий шестого и седьмого технологических укладов.
Наиболее перспективным видится разумное совмещение указанных путей. Государственное управление инновационными проектами должно реализовываться за счет:
- формирования и аккумулирования финансовых, организационных, материально-технических, кадровых и иных ресурсов для обеспечения реализации концепции технологического прорыва;
- обеспечения обмена технологиями с зарубежными партнерами и компенсации отставания российской экономики в инновационном плане за счет технологического заимствования.