Совершенствование организации труда муниципальных служащих – это специальная деятельность должностных лиц и органов государственного и муниципального управления, включающая законодательные, нормотворческие, организационные, финансовые, материально-технические и иные мероприятия, которые имеют своей целью обеспечение оптимальных условий для эффективной реализации муниципальными служащими функций и задач муниципального управления, а именно обеспечение эффективного развития местной территории в социально-экономическом плане и обеспечение благосостояния местного населения.
Значение совершенствования организации труда муниципальных служащих
Местное самоуправление – это один из важнейших демократических институтов, который позволяет населению в условиях местного сообщества самостоятельно решать вопросы, имеющие важнейшее социальное экономическое значение для его непосредственной жизнедеятельности.
Муниципальной службы обеспечивается функционирование системы местного самоуправления, реализация функций и задач, возложенных на органы муниципального управления для обеспечения развития территории и благосостояния населения.
В связи с важной ролью, которую муниципальные служащие играют в управлении местным сообществом, к должностям местного самоуправления на законодательном уровне предъявляются требования, обеспечивающие отбор на должности службы лиц, которые имеют необходимые специальные знания и профессиональные навыки и умения, а также иные личностные характеристики, позволяющие им оперативно, надлежащим образом выполнять свои должностные обязанности. Указанное обуславливает актуальность теоретического осмысления вопросов совершенствования организации труда муниципальных служащих с целью повышения его эффективности.
Проблемы организации труда муниципальных служащих
Практика муниципального управления и практика регулирования муниципальной службы позволяет в качестве основных проблем эффективной организации труда муниципальных служащих выделить следующие:
- высокая занятость муниципальных служащих, которая обусловлена недостатком финансирования и перекладыванием значительных объемов нагрузки на лиц, замещающих должности низшей категории;
- отсутствие эффективной системы оплаты труда, ориентирующей служащих на результат;
- отсутствие инструментов привлечения к муниципальной службе специалистов высокого уровня, а также их удержания на должностях муниципальной службы, что приводит к текучести кадров и неэффективности муниципальной службы;
- распространение коррупции в системе муниципального управления. Сегодня нередко на практике в муниципалитетах должности муниципальной службы занимают лица, которые относятся к одному этносу, семье или связаны деловыми контактами. Указанное приводит к тому, что в систему муниципального управления для замещения должностей привлекаются лица, которые не отвечают профессиональным стандартам к муниципальному служащему, а лица, которые способны к эффективной реализации своих обязанностей из системы муниципального управления выдворяются в угоду семейным, этническим, деловым связям и др.
Основные направления совершенствования организации труда муниципальных служащих
На пути выстраивания эффективной организации труда муниципальных служащих стоят проблемы финансового, организационного, материально-технического и иного характера. Для их преодоления и, соответственно, совершенствования организации труда муниципальных служащих необходимо предпринять следующие меры:
- для привлечения на должности муниципальной службы специалистов высокого уровня, прежде всего, необходимо наладить постоянные связи с высшими учебными заведениями для приглашения на стажировку лучших выпускников и их последующего трудоустройства на службу. Также необходимо реализовывать инструменты привлечения специалистов из частной сферы посредством предложения перспективы служебного развития, обеспечения высокого социального статуса и пр.;
- внедрение в систему муниципального управления в части управления кадрами инструментов современного менеджмента, которые позволили бы ориентировать служащих для получения наиболее высокой оплаты труда на эффективный результат их деятельности;
- преодоление конфликта интересов на муниципальной службе должно решаться исходя из конкретных условий определенной муниципальной территории. Так, например, при наличии в системе муниципального управления клановости по этническому признаку необходимо на таких территориях установить квоты на этническое представительство в системе муниципального управления. В качестве общей меры целесообразно предусмотреть запрет на занятие должностей в системе местного самоуправления представителями одной семьи.
Кроме того, перспективным направлением совершенствования организации труда муниципальных служащих видится повышение их профессиональной культуры, в том числе навыков коммуникации с населением и эффективной организации рабочего времени. Причины неэффективности деятельности муниципальных служащих с точки зрения сроков реализации обязанностей нередко обусловлены объективными причинами, такими как:
- служащий не обеспечивает надлежащей организации собственного рабочего места, подготовку необходимых документов для реализации своих обязанностей;
- не осуществляет своевременно внесение необходимых сведений в отчетную документацию и пр.
В качестве основных направлений оптимизации деятельности конкретного муниципального служащего следует назвать:
- своевременное исполнение должностных обязанностей;
- устранение дефектов исполнения обязанностей, установленных в ходе контроля деятельности служащего;
- направление на дополнительное обучение, повышение квалификации, а также консультации со стороны вышестоящих сотрудников;
- формирование рекомендаций по совершенствованию собственной служебной деятельности.