Социально-экономическая система – это упорядоченная особым образом система взаимодействия и взаимосвязей производителей и потребителей нематериальных и материальных благ, определенный способ производства, распределения, обмена и потребления благ.
Общие характеристики социально-экономических систем
Экономические отношения, выступающие объектом государственного регулирования в рамках социально-экономических систем, призваны обеспечить удовлетворение потребностей населения в тех или иных товарах и услугах, необходимых для осуществления жизнедеятельности.
Основу социально-экономической системы формируют разнообразные отношения производителей и потребителей в процессе производства и потребления благ. Социально-экономическая система представляет собой совокупность взаимозависимых и взаимосвязанных элементов, каждый из которых включает в себя разнообразные виды деятельности, не способные существовать и развиваться без остальных элементов.
Экономические субъекты осуществляют принятие управленческих решений на основе сведений относительно динамики развития социально-экономической системы. Субъекты экономики характеризуются наличием горизонтальных и вертикальных отношений и связей, образующих единое социально-экономическое пространство, сформированное пересекающимися экономическими интересами. Субъекты, действующие в рамках социально-экономической системы, делятся на фирмы, домохозяйства, государство.
Структуру социально-экономической системы можно представить следующими элементами:
- во-первых, материально-техническая составляющая, включающая в себя совокупность материальных ресурсов общества, природных ресурсов, предметов и средств труда, хозяйствующих субъектов, производственной инфраструктуры;
- во-вторых, социально-экономическая составляющая, представленная рабочей силы общества, наделенной умственными и физическими способностями, имеющей образование, квалификацию, производственный опыт;
- в-третьих, организационно-хозяйственная составляющая, представляющая собой хозяйственный механизм, выражающийся в способах, инструментах, формах организации связей и взаимодействия различных субъектов экономической системы, механизмах распределения ограниченных общественных ресурсов.
Структуры социально-экономических систем как объектов государственного регулирования
Социально-экономические системы в качестве объектов государственного регулирования содержат следующие структурные составляющие:
- функциональная структура социально-экономической системы, выраженная согласованными взаимодействиями людей, природы и продуктов, создаваемых с их участием. Функциональная структура социально-экономической системы не отличается совершенством за счет наличия недостатков в развитии тех или иных отраслей экономики, взаимосвязей и взаимодействия. Для российской социально-экономической системы характерен перекос в отношении продажи необработанных природных ресурсов, например, нефти, газа, леса;
- отраслевая структура социально-экономической системы, выраженная производственно-технологическими м хозяйственными связями, обособляющимися в виде горизонтальной и вертикальной структуры в ходе общественного разделения труда. Вертикаль отношений формирует отрасли единого технологического передела сопутствующего или исходного сырья, горизонталь – отрасли, объединяемые едиными территориальными интересами. Для российской социально-экономической системы характерно гипертрофированное преобладание оборонного производства. В этих условиях необходимо осуществлять реструктуризацию экономики, представляющую собой длительный процесс, способный растянуться на несколько десятилетий;
- воспроизводственная структура социально-экономической системы, формируемая для получения макроэкономических параметров при составлении прогнозных горизонтов развития государства в будущем;
- институциональная структура социально-экономической системы, представленная в форме управления и организации производства, закрепленных в хозяйственном законодательстве;
- социальная структура социально-экономической системы, фокусирующаяся на изменениях, характерных для слоев и групп населения. Последние годы развития социально-экономической системы России характеризуются снижением благосостояния большей части граждан. В результате экономический рост государства замедляется низкой покупательной способностью потребителей.
Структурные составляющие социально-экономической системы характеризуются высокой степенью динамичности. Их взаимодействия обеспечивает формирование пропорций, представляющих собой количественное соотношение элементов в пределах целого. К числу наиболее важных пропорций, отслеживаемых в ходе государственного регулирования, относятся:
- во-первых, макроэкономические пропорции, которые формируются на национальном уровне и характеризуют движение ВВП;
- во-вторых, межотраслевые пропорции, характеризующие соотношение добывающих и перерабатывающих отраслей, производственной и непроизводственной сферы и так далее;
- в-третьих, внутриотраслевые пропорции, который свидетельствует о процессах, протекающих в рамках технологических цепочек производства определенной продукции;
- в-четвертых, международные пропорции, которые обеспечивают ориентацию национальной экономики на мировой рынок.
Типы социально-экономических систем как объектов государственного регулирования
Порядок государственного регулирования определяется типом социально-экономической системы, которых различают три разновидности:
- во-первых, традиционная социально-экономическая система, которая характеризуется преобладанием национальных исторических традиций и обычаев хозяйствования. Основу такой системы формирует натуральное производство, оно отличается инертностью, препятствием новациям, низкой эффективностью и уровнем развития. Несмотря на то, что данная система достаточно устарела для современного мира, однако она все еще встречается в наименее развитых странах, к числу которых можно отнести Бангладеш, Афганистан, Сомали и так далее;
- во-вторых, рыночная система, центральную роль в которой играет рынок. Государственное регулирование здесь сводится к определению так называемых правил игры, реализуемых в форме законодательства;
- в-третьих, командно-административная система, для которой характерно господство государства, четко регламентирующего все процессы хозяйственной деятельности.