Система доверительного управления государственным (муниципальным) имуществом – это система урегулированных законодательными положениями общественных отношений, одна сторона которых – Российская Федерация, регион или муниципальное образование – как учредитель управление передает имущество, находящееся в собственности государства или муниципального образования, другой стороне для организации и реализации эффективного управления таким имуществом.
Правовая основа системы доверительного управления государственным (муниципальным) имуществом
Конструкция доверительного управления, используемая государством и муниципалитетами, была разработана частноправовой теорией и практикой и закреплена гражданским законодательством. Так, действующими положениями отечественного договорного права предусматривается договорная конструкция доверительного управления, опосредующая общественные отношения, в которых одна сторона, учреждающая управление, передает второй стороне, управляющему, свое имущество для управления в интересах учреждающей управление стороны или лица, ей указанного, так называемого выгодоприобретателя.
Передача имущества в профессиональное управление характеризуется объективными преимуществами:
- управление имуществом организуется профессиональными участниками, что позволяет обеспечить его более эффективное использование при сохранении личных ресурсов;
- имущество используется эффективно: идеальная ситуация предполагает не только покрытие расходов на содержание имущества, но и прибыль от использования.
В качестве предмета доверительного управления может выступать, как движимое, так и недвижимое имущество. Собственность на имущество, переданное управляющему, к нему не переходит.
Государство и муниципальные образования аккумулируют значительные имущественные комплексы, которые требуют профессионального эффективного управления. Кроме того, управление государственным и муниципальным имуществом определяется спецификой назначения такого имущества.
В свою очередь, специфика сферы государственного управления требует и специального правового регулирования – вопросам доверительного управления федеральным, региональным и муниципальным имуществом посвящены нормативно-правовые акты соответствующего уровня. Необходимо подчеркнуть, что специальное регулирование предусматривается не только для имущества публично-правовых образований различного уровня, но и для отдельных видов имущества.
Характеристика системы доверительного управления государственным (муниципальным) имуществом
В сфере публичного управления договорная конструкция доверительного управления приобретает свою специфику. Это обусловлено назначением имущества, находящегося в федеральной, региональной или муниципальной собственности. В самом общем виде, такое назначение может быть определено как обеспечение интересов населения конкретной территории, более конкретно, такое имущество обеспечивает решение множества частных задач публичного управления:
- служит для развития стратегически важных для отечественной экономической системы отраслей, а также функционирование отраслей, имеющих важное социальное значение, но характеризующихся невысокой прибыльностью;
- обеспечивает функционирование системы государственного механизма, реализацию стратегических целей и оперативных задач публичного управления;
- компенсирует кризисные явления в экономике и пр.
Вышесказанное обуславливает необходимость организации эффективного управления государственным (муниципальным) имуществом.
Система доверительного управления допускает наличие трех сторон в системе доверительного управления:
- это субъект, учреждающий управление, то есть учредитель управления;
- это субъект, организующий и реализующий управление, то есть управляющий;
- это субъект, в пользу которого учреждается управление, то есть выгодоприобретатель. Этот субъект может совпадать с учредителем управления.
В области публично-правовых отношений субъектный состав доверительного управления традиционно выглядит следующим образом:
- в качестве субъекта, учреждающего управление, выступает публично-правовое образование соответствующего уровня – государство или муниципальное образование. При этом полномочия учредителя осуществляет специальный орган публичного управления;
- в качестве субъекта, реализующего управление, выступает некоммерческая организация, специально учрежденная государством для осуществления указанной деятельности, или частная организация, с которой договор доверительного управления заключается на конкурсной основе;
- в качестве субъекта, в пользу которого учреждается доверительное управление, номинально выступает учредитель – публично-правовое образование соответствующего уровня, фактически эти полномочия от лица государства реализует Министерство финансов РФ, от лица муниципального образования – финансовый муниципальный орган.
Доверительное управление муниципальным имуществом реализуется в двух формах:
- целевое назначение: государственное или муниципальное имущество здесь не предполагает передачи частному управляющему, для его управления государством или муниципальным образованием учреждается некоммерческая организация – государственная или муниципальная компания. Ей на основе передаточного акта передается соответствующее имущество, при этом ограниченные вещные права специального органа или учреждения публичного управления (права оперативного ведения или право хозяйственного управления) в отношении него прекращаются;
- установление доверительного управления на конкурсной основе: управляющие организации частного сектора привлекаются к управлению государственным ил муниципальным имуществом посредством проведения конкурса, по результатам которого заключается договор доверительного управления.