Понятие и сущность административной реформы Петра I
Административная реформа Петра I – это система преобразований органов государственной власти, осуществленных Петром Великим в ходе его управление Русским царством и Российской империей.
Эта реформа была направлена на упразднение или реорганизацию административного аппарата, предусматривающих внедрение передового европейского опыта и традиций, с которыми Петр Великий познакомился в 1697-1698 годах в период Великого посольства.
В конечном итоге суть любых преобразований, осуществленных Петром I в административном направлении, сводится к утверждению абсолютизма монархии, концентрации рычагов административного, финансового и судебного воздействия в руках царя и его доверенных людей.
Перечень и характеристика мер административной реформы Петра I
Административную реформу Петра I можно свести к следующим мерам:
- Создание Ближней канцелярии в 1699 году. Данная мера была направлена на организацию административного и финансового контроля за деятельностью государственных учреждений. Изначально канцелярия функционировала при Боярской думе, затем преобразовалась в собрание консилии министров. Основным новшеством деятельности выступало документирование принимаемых решений;
- Ликвидация Боярской думы в 1704 году. Эта мера была призвана изменить старые политические порядки и обеспечить абсолютизм монархии. Официально Петр I не распускал Думу, но после указанного года Дума практически не заседала, ее члены после их ухода не получали замены, и Дума фактически прекратила свое существование;
- Проведение первого этапа губернской реформы с конца 1708 года по 1711 год. Эта мера была призвана изменить принципы административно-территориального устройства государства, обеспечить нужды армии для участия в Северной войне. Страна была разделена на 8 губерний, во главе каждой из которых находился губернатор. За каждой губернией закреплялись определенные армейские полки, обеспечение которых возлагалось на губернии;
- Создание Правительствующего Сената в 1711 году. Причиной формирования данного органа с формальной точки зрения стал отъезд государя к месту военных действий с Турцией. Реально необходимость формирования этого органа была обусловлена необходимостью создания полностью находящегося под контролем Петра I органа государственного управления, призванного обеспечивать реализацию контрольной и управленческой функции в отношении любых государственных дел (торговля, правосудие, налоговая политика, расходы государства и так далее). Учреждение сената была лично осуществлено Петром I. Сенат был обязан неукоснительно исполнять волю государя в условиях его отсутствия. Сенат в ходе своей деятельности постоянно преобразовался;
- Учреждение должности фискала в 1711 году. Эта мера была призвана обеспечить контроль надлежащего исполнения указов государя в лице специализированной службы. На основании личного указы Петра I при Сенате были созданы службы фискалов и обер-фискалов, которые контролировали сбор налогов, исполнение законов, честность судов;
- Создание коллегий в 1718-1721 году. Эта мера была направлена на формирование нового административного аппарата при Сенате. Были созданы коллегии, которые имели четко разграниченные исполнительские функции и действовали на принципе коллегиальности. Изначально было сформировано 9 коллегий, однако впоследствии их численность существенно возросла;
- Второй этап губернской реформы 1719-1720 годов. Эта реформа продолжила начало переустройству административно-территориальной структуры государства, перейдя от нужд военного времени к гражданским нужным. При упорядочении административно-территориального устройства была взята ориентация на шведскую систему. Результатом губернской реформы стало выделение судебных и административных органов;
- Принятие Генерального регламента в 1720 году. Эта мера была направлена на формирование единообразной системы делопроизводства, применяемой всеми органами государственного управления;
- Учреждение Святейшего Синода и установление Духовного регламента в 1721 году. Эта мера упразднила должность патриарха и обеспечила включение церкви в государственный механизм;
- Утверждение Табеля о рангах 1722 году. Эта мера была призвана создать единую систему рангов для придворных, военных, гражданских служащих и установить их соотношение друг с другом;
- Проведение судебной реформы в 1697, 1719 и 1723 годах. Эта мера была призвана разделить судебные административные органы, изменить принципы ведения судебных дел. Реформа отличалась хаотичным характером и была не слишком успешной, однако в конечном счете обеспечила реализацию принципа состязательности в суде;
- Проведение городской реформы 1699-1721 года. Эта мера была призвана обеспечить единообразие структуры города с социально-административной точки зрения.
Итоги административной реформы Петра I
Петр I стремился к построению жесткой вертикали власти, формированию абсолютной монархии, способной предотвращать бунты, заговоры и массовые побеги крестьянства и солдат. Также административная реформа была призвана ускорить экономическое развитие страны и обеспечить решение возникающих проблем. Кроме того, с помощью реформы Петр I стремился решить проблему обеспечения военных нужд государства в условиях войны со Швецией.
Административная реформа обеспечивала достижение следующих целей:
- во-первых, построение вертикали власти на центральном и местном уровне, где каждый из участников призван решать конкретные задачи и нести персональную ответственность; во-вторых, обеспечение четкого разграничения функционального назначения органов государственной власти;
- в-третьих, проведение административно-территориальных преобразований, направленных на оптимизацию снабжения военных нужд необходимыми ресурсами;
- в-четвертых, внедрение в практику российского управления коллегиального принципы принятия решений, унификация делопроизводства в системе государственного управления.