Федеральное и региональное регулирование деятельности органов местного самоуправления
Регулирование деятельности органов местного самоуправления – это формирование правовых и организационных аспектов деятельности органов муниципального управления при реализации конституционно закрепленного права на осуществление местного самоуправления.
Деятельность органов местного самоуправления исключена из системы государственной власти и подлежит минимальному регулированию со стороны государства, формирующему правовые основы этой деятельности.
При этом к предметам совместного ведения России и ее регионов в системе местного самоуправления относятся следующие:
- правопорядок и общественная безопасность;
- вопросы владения и пользования землей, недрами, водными и природными ресурсами;
- порядок разграничения государственной собственности;
- вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения безопасности в сфере экологии;
- охрана исторических и культурных памятников;
- закрепление принципов осуществления муниципального управления и так далее.
При отсутствии в федеральном законодательстве норм, регулирующих указанные вопросы, законодательство допускает их регулирование нормативными актами регионального уровня. К нормативным актам регионального уровня, регулирующим вопросы совместного ведения федерации и ее регионов в сфере местного самоуправления, применяется следующее требование: они не должны противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с федеральным законодательством состав полномочий органов государственного управления регионального уровня в сфере муниципального управления включает:
- осуществление принятия и изменения законодательства регионального уровня по вопросам местного самоуправления, контроль их соблюдения;
- осуществление обеспечение соответствия законодательству регионального уровня по вопросам местного самоуправления российской Конституции и федеральным законам;
- урегулирование процедуры передачи региональной собственности в собственность муниципальных образований;
- урегулирование межбюджетных отношений регионального и местного уровня;
- делегирование части полномочий регионального уровня органам муниципального управления, осуществление передачи финансовых и материальных ресурсов, требующихся для реализации этих полномочий, контроль процесса реализации делегированных полномочий;
- разработка и внедрение региональных программ, направленных на развитие муниципального управления;
- организация защиты прав населения на осуществление муниципального управления;
- предоставление гарантий финансовой самостоятельности органам местного самоуправления;
- обеспечение минимума государственных социальных стандартов;
- определение порядка создания, упразднения и реорганизации муниципальных образований, их границ;
- предоставление компенсации дополнительных расходов, обусловленных решениями региональных властей, органам муниципального управления;
- формирование законодательства о муниципальной службе и так далее.
Проблемы регулирования деятельности органов муниципального управления
С точки зрения законодательства в настоящее время система местного самоуправления не должна испытывать трудностей при осуществлении своей деятельности. Однако на практике муниципальное управление сталкиваются с рядом проблем и показывает низкую эффективность своего функционирования по ряду причин, к числу которых относятся следующие:
- недостаточная целостность системы территориального управления в государстве;
- неточность разграничения компетенций уровней управления в государстве;
- недостаточность финансирования деятельности органов муниципального управления, слабая экономическая основа этой деятельности;
- несовершенство законодательства;
- низкий уровень подготовки кадров;
- неоптимальность структуры органов государственного и муниципального управления;
- низкий уровень информационной и научно-методической обеспеченности;
- недостаточная рациональность территориальной организации;
- низкая эффективность системы контроля за деятельностью органов муниципального управления со стороны населения и государства.
Формы регулирования деятельности органов местного самоуправления
Практика организации регулирования деятельности органов местного самоуправления в различных странах позволяет выявить следующие формы такого регулирования, получившие распространение на сегодняшний день практически во всех странах, где предусмотрена система муниципального управления. К числу этих форм относятся следующие:
- во-первых, законодательное регулирование – это форма регулирования деятельности органов муниципального управления, осуществляемая посредством формирования государством нормативно-правовой базы функционирования муниципального управления, включая определение предметов ведения, полномочий, порядка формирования органов муниципального управления и так далее;
- во-вторых, экономическое регулирование – это форма регулирования деятельности органов муниципального управления за счет предоставления ему имущества и финансовых средств, а также применения бюджетного и налогового регулирования;
- в-третьих, государственная поддержка – это форма регулирования деятельности органов муниципального управления, предусматривающая предоставление финансовых ресурсов под осуществления определенных программ развития муниципальных образований;
- в-четвертых, государственная гарантия прав – это форма регулирования деятельности органов муниципального управления, предусматривающая обеспечение государственных гарантий прав граждан на осуществление местного самоуправления;
- в-пятых, контрольно-надзорная деятельность – это форма регулирования деятельности органов муниципального управления, подразумевающая наличие контроля государства за деятельностью местного самоуправления.