Регламентация и стандартизация предоставления государственных и муниципальных услуг – это нормативно-правовое регулирование сроков и последовательности административных действий и процедур, реализуемых служащими, должностными лицами и органами публичного управления для эффективного оказания государственных и муниципальных услуг населению, а также нормативно-правовое регулирование процедуры взаимодействия должностного лица (государственного и муниципального служащего) с организацией или физическим лицом, обратившимся за государственной или муниципальной услугой.
Значение регламентации и стандартизации предоставления государственных и муниципальных услуг
С момента возникновения современного Российского государства в стране идут процессы преобразования государственного механизма на демократических началах, в том числе процесс реформирования гражданской и муниципальной службы и сферы оказания государственных и муниципальных услуг населению.
В частности реформирование направлено на упорядочение отношений по предоставлению государственных и муниципальных услуг посредством регламентации и стандартизации сроков, процедур предоставления населению услуг гражданскими и муниципальными служащими.
В качестве главного инструмента регламентации и стандартизации предоставления услуг государственными и муниципальными служащими системой публичного управления используются административные регламенты, то есть нормативно-правовые акты органов публичного управления федерального, регионального или местного уровней, которые:
- регламентируют продолжительность исполнения запросов на государственную или муниципальную услугу;
- устанавливают последовательность необходимых действий и процедур, опосредующих оказание услуги;
- закрепляют основные требования к взаимодействию государственных и муниципальных служащих при работе с физическими лицами и организациями.
Можно подчеркнуть, что до принятия административных регламентов единых требований к процедуре и срокам реализации государственных и муниципальных услуг не устанавливалось. Порядок предоставления государственных и муниципальных услуг фиксировали для различных органов публичного управления нормативно-правовые акты разной юридической силы.
Разработка и внедрение административных регламентов была направлена на:
- систематизацию полномочий органов публичного управления, государственных и муниципальных служащих при предоставлении государственной или муниципальной услуги;
- упорядочение административной процедуры;
- обеспечение единства административной процедуры;
- исключение чрезмерных сроков и объемов действий при оказании услуги.
Другим важнейшим направлениям разработки и внедрения в практику публичного управления административных регламентов является установление единообразных критериев эффективности деятельности государственных и муниципальных служащих.
Кроме того, введение административных регламентов позволило нормативно закрепить требования к формированию благоприятной атмосферы оказания услуги, в том числе и требования к комфортному и вежливому обслуживанию населения, а также установить персональную ответственность служащих, в том числе предусмотреть возможность досудебного оспаривания их действий.
Регламентация и стандартизация в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг выполняет и информационную функцию: заинтересованные субъекты (физические лица, организации) сегодня имеют возможность получить доступную исчерпывающую информацию относительно:
- необходимых документов для оказания услуги;
- сроков оказания услуги;
- непосредственной процедуры оказания услуги;
- способов обжалования действий государственного и муниципального служащего, ответственного за предоставление услуги.
Основные требования к регламентации и стандартизации предоставления государственных и муниципальных услуг
Специальное федеральное законодательство, регламентирующее вопросы предоставления государственных и муниципальных услуг, устанавливает необходимость предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами, содержание которых должно включать сведения относительно:
- срока предоставления конкретной государственной или муниципальной услуги;
- перечня документов, которые необходимо представить заявителю для получения государственной или муниципальной услуги;
- обстоятельства, которые могут выступить основаниями для отказа в предоставлении государственной и муниципальной услуги, запрашиваемой заявителем;
- ответственность государственных и муниципальных служащих за необоснованный отказ в предоставлении или ненадлежащее предоставление государственной или муниципальной услуги;
- процедуры обжалования бездействия и действий государственных муниципальных служащих.
Кроме того, в соответствии с требованиями специального федерального законодательства административные регламенты должны содержать сведения о контактах органов публичного управления, для заинтересованных субъектов, требования комфортности и пр.
Административный регламент должен решать задачи публичного управления, в том числе:
- обеспечивать минимизацию расходования временных, финансовых и иных ресурсов заявителя при эффективном исполнении государственной или муниципальной услуги;
- предусматривать возможность запроса услуги, как непосредственно в офисе органов публичного управления, так и посредством информационных технологий удаленно;
- минимизировать количество документов, которые должен представить заинтересованный в получении услуги субъект и др.
При этом содержание регламента должно быть ориентировано на социальный запрос, то есть наиболее полно отвечать интересам физических лиц и организаций, выступающих в роли заявителей, заинтересованных в получении государственной или муниципальной услуги.