Региональная политика поддержки малого и среднего бизнеса – это специальное направление государственной политики, реализуемое на региональном уровне и представляющее собой разработку и реализацию целевых программ поддержки малого и среднего предпринимательства для обеспечения задач социально-экономического развития посредством инновационного развития экономики, обеспечения занятости населения, повышения налоговых доходов.
Значение региональной политики поддержки малого и среднего бизнеса
Эффективность предпринимательской деятельности зависит от:
- профессиональной компетентности и предпринимателя;
- деловой активности предпринимателя;
- имеющихся в распоряжении предпринимателя ресурсов и пр.
Значительное влияние на эффективность малого и среднего предпринимательства оказывают факторы внешней среды:
- политическая и экономическая стабильность в государстве;
- степень налогового обременения малого и среднего предпринимательства;
- наличие административных барьеров реализации экономических прав и др.
При этом развитие малого и среднего предпринимательства решает важнейшие задачи публичного управления, в том числе:
- предприниматели малого и среднего уровня более активно по сравнению с крупными компаниями внедряет инновации, что, в свою очередь, обеспечивает прогрессивное развитие отечественной экономики;
- предприниматели малого и среднего уровня обеспечивают занятость населения;
- предприниматели малого и среднего уровня обеспечивают значительный объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Все вышесказанное актуализирует необходимость всесторонней поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны государства и муниципалитетов. Меры поддержки малого и среднего бизнеса разрабатываются и реализуются в России на государственном и местном уровне.
Региональная политика государственной поддержки предпринимателей малого и среднего уровня крайне важна, поскольку она позволяет учитывать специфические географические, социально-экономические, исторические, экологические и иные характеристики региональной территории и вырабатывать с учетом таких специфических характеристик наиболее эффективные меры поддержки.
На сегодняшний момент самым востребованным в практике публичного управления, в том числе практике поддержки малого и среднего предпринимательства, является метод программно-целевого регулирования.
Основные инструменты региональной политики поддержки малого и среднего бизнеса
В качестве главного инструмента осуществления региональной политики по поддержке бизнеса малого и среднего уровня применяется программно-целевой метод. Программно-целевой метод позволяет посредством разработки специальных программ увязать цели, ресурсы, сроки и желаемые параметры развития в конкретной сфере публичного управления. Программы по поддержке бизнеса малого и среднего уровня реализуются в стране более 15 лет.
Типовое содержание программы поддержки малого и среднего бизнеса можно охарактеризовать следующим образом:
- формулировка приоритетных задач развития на конкретный период времени;
- оценка планируемых итогов реализации программы, которая включает, как количественные, так и качественные характеристики;
- перечень мероприятий, которые позволят достигнуть желаемых параметров развития;
- объемы и источники финансирования мероприятий программы;
- субъекты, ответственные за реализацию программы и реализацию отдельных мероприятий.
Важно подчеркнуть, что региональные целевые программы поддержки бизнеса разрабатываются в соответствии с федеральными целями поддержки развития малого и среднего бизнеса, однако у каждого региона объем финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на поддержку, отличается, поэтому отличаются и программы поддержки, и конкретные мероприятия, реализуемые региональными властями.
Цели и задачи региональной политики поддержки малого и среднего бизнеса
В качестве приоритетной цели развития малого и среднего предпринимательства и, соответственно, региональной политики поддержки таких предпринимателей традиционно называется формирование благоприятной среды, стимулирующей развитие предпринимательства. Названная цель конкретизируется в следующих задачах:
- оптимизация нормативно-правового регулирования предпринимательства малого и среднего уровня, в том числе в налоговой сфере, в сфере поддержки;
- формирование устойчивой инфраструктуры поддержки предпринимателей малого и среднего уровня;
- разработка и реализация финансово-кредитных инструментов поддержки предпринимателей малого и среднего уровня;
- формирование благоприятной среды, в том числе посредством финансовой поддержки, налоговых льгот и пр. для развития предпринимательства в инновационной сфере;
- оказание всесторонней поддержки в продвижении продукта, производимого предпринимателями региона малого и среднего уровня на федеральный рынок и в зарубежные государства.
При этом очевидно, что финансовые ресурсы ограничены, их распределение не может не подвергаться определенным ограничениям, потому для поддержки избираются наиболее приоритетные с точки зрения развития региональной территории направления предпринимательства, прежде всего это инновационное предпринимательство. В числе приоритетных направлений поддержки предпринимателей малого и среднего уровня по содержанию выделяют следующие:
- обрабатывающая промышленность;
- сельскохозяйственная деятельность;
- деятельность в таких социально значимых областях, как оказание медицинских услуг, оказание образовательных услуг и др.;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- деятельность в сфере внутреннего туризма и пр.
Эффективность реализации региональной политики поддержки бизнеса малого и среднего уровня осуществляется по степени достижения в указанных направлениях ожидаемых параметров. В числе важнейших параметров оценки следует рассматривать:
- параметры, которые позволяют оценить социальный эффект от функционирования бизнеса малого и среднего уровня, то есть количество создаваемых таким бизнесом рабочих мест, средняя оплата труда работников на таких предприятиях;
- параметры, которые позволяют оценить экономический эффект от деятельности бизнеса малого и среднего уровня, в том числе количество таких предприятий, доля продукции таких предприятий в общем объеме ВРП, увеличение объема налоговых доходов и др.