Государственная служба – это разновидность профессиональной деятельности, осуществляемая гражданами в системе органов государственного управления с целью реализации их полномочий.
Государство постоянно стремиться к оптимизации государственной службы, как следствие, регулярно реформирует данную сферу профессиональной деятельности, в том числе зарубежных странах.
Необходимость реформирования государственной службы
XXI век выдвинул в качестве приоритета для разных стран мира проблему осуществление реформ в сфере государственной службы.
В настоящее время государственное управление, основанное на жесткой централизации, сменяется принципом служения обществу государством. Государственное управление находится на пути активного приспособления к условиям существования общества, основанного на высоких технологиях.
Реформирование государственной службы в зарубежных странах определяется целями этих реформ, которые направлены на решение таких проблемы государственного управления как:
- во-первых, преодоление сокращения расходов государства;
- во-вторых, обеспечение роста способности государства к реализации и развитию политики;
- в-третьих, обеспечение улучшения исполнения государством функции работодателя;
- в-четвертых, обеспечение роста доверия к органам государственного управления со стороны граждан и представителей бизнеса.
Направления реформирования государственной службы в зарубежных странах
Основу проблем государственного управления формирует налогово-бюджетная сфера. В связи с этим основной упор реформ государственной службы в зарубежных странах делается на обеспечение экономии средств государства. Приоритетным направлениям реформирования государственной службы является сокращение расходов государства, в том числе в части заработной платы государственным служащим.
Реформирование государственной службы стремится обеспечить лучший баланс между налогово-бюджетными проблемами государства, обусловленными занятостью в государственном секторе, и потребностью в формировании мотивов и стимулов, обеспечивающих поступление в систему государственной службы профессиональных и компетентных специалистов. Государство стремится к перераспределению совокупных расходов на заработную плату в государственном секторе в пользу государственных служащих.
Заработная плата государственных служащих должна быть достаточно конкурентоспособной, чтобы обеспечить приток специалистов из частного сектора.
Государство должно выступать в качестве конкретного участника рынка труда, предлагающего такую оплату труда, которая позволила бы ему привлечь и удержать в системе государственной службы профессиональных, технически развитых и подготовленных с управленческой точки зрения специалистов.
Некоторые реформы государственной службы направлены на обеспечение роста доверия граждан и предпринимательского к государственным органам. Недовольство населения и предпринимательского сектора деятельностью государственных служащих обусловлено несколькими причинами, к числу которых можно отнести низкий уровень качества государственных услуг, бюрократию, взяточничества и так далее. Задача государства в этом направлении реформирования состоит в обеспечении соблюдения принципиальных основ несения государственной службы, организации контроля за деятельностью государственных служащих, искоренении кумовства при замещении постов государственной службы и так далее.
Проблема коррупции в системе государственной службы актуальна для всех стран мира. Наличие властных полномочий формирует устойчивую основу для злоупотреблений властью. Такое отношение чиновников к власти порождает среди населения цинизм и недовольство в отношении государственных служащих. Государственные власти стремятся к преодолению коррупционных проблем.
Проблемы реформирования государственной службы в зарубежных странах
Реформирование государственной службы в зарубежных странах неизбежно сталкивается с рядом проблем, препятствующих реализации реформ. Основной задачей реформирования государственной службы является обеспечение более чуткого отношения государственных служащих к мнению общества, обусловленного ростом качественности и организованности процесса оказания государственных услуг. Основу государственного управления должна составлять обратная связь с населением.
К числу наиболее значимых проблем реформирования государственной службы в зарубежных странах можно отнести следующие:
- для Австралии, Великобритании, Германии, Китая, США, Финляндии, Южной Кореи, Нидерландов, Венгрии, Бразилии наиболее актуальной является проблема сокращения государственных расходов и фонда оплаты труда государственных служащих;
- для Венгрии, Китая огромное значение имеет проблема патронажа;
- для Австралии, Великобритании, Новой Зеландии проблемой является системой контрактного найма на государственную службу и сроки пребывания на должностях государственной службы;
- для Новой Зеландии и Южной Кореи актуальной является проблема неэффективного материального стимулирования государственных служащих;
- для Бразилии, Венгрии, Китая актуальной проблемой реформирования государственной службы являются масштабы коррупции и недостаточность доверия государственным служащим со стороны граждан;
- для большинства стран характерна проблема низкой эффективности и качества государственных услуг.
Для разных стран характерно наличие разных проблем государственного управления, но большинство стран стремится в первую очередь к сокращению государственных расходов и повышению эффективности качества государственных услуг.