Организация управления государственной службой в определенной стране – это подход к организации и обеспечению функционирования государственной службы с учетом специфики системы государственного управления, национальных особенностей и традиций этой страны.
Сравнительный анализ организации управления государственной службой в России и США
Правовые основы управления государственной службой в Российской Федерации формирует Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», определяющий основы государственной службы в организационном, финансово-экономическом и правовом смысле.
В соответствии с этим нормативным актом государственная служба является профессиональной служебной деятельностью, осуществляемой гражданами России на должностях государственной службы с целью обеспечения реализации полномочий органов государственного управления федерального и регионального уровня. Федеративное устройство государства выделяет два уровня государственной службы в России: федеральную и региональную.
Правовую базу управления государственной службой в Соединенных Штатах Америки формирует множество нормативных документов, принятых в 1966 году и составляющих раздел V «Правительственные организации и служащие» свода законов Соединенных Штатов Америки. Также в состав правовой базы входит закон о реформе гражданской службы, принятый в 1978 году.
Американская конституция не регулирует управление государственной службой на уровне штатов и местных органов власти.
Основы государственной службы в США составляет административно-территориальный принцип, единой государственной службы в стране нет. На федеральном уровне государственная служба включает в себя множество административно-управленческих структур, имеющих различную правовую базу. В системе государственной власти выделяют особый класс федеральных служб, к числу которых относятся ЦРУ, ФБР и другие.
В системе федеральной службы США выделяют конкурсную и патронажную категории. В первую категорию входят государственные служащие, которые поступают на службу и продвигается по ней согласно принципу системы заслуг. Вторая категория включает государственных служащих, назначаемых на должности единолично президентом, его советниками или по совету Сената. Также во вторую категорию включается доверенные лица, которые обеспечивают организацию работы глав исполнительных органов федерального уровня.
В Соединенных Штатах Америки выделяет 18 уровней должностей государственные службы.
Замещение должностей государственной службы осуществляется либо путем открытого отбора, либо путем закрытого отбора. В первом случае должность государственной службы замещает лицо, успешно прошедшее экзамен, во втором случае замещение должностей осуществляется по очередности карьерной службы.
Для государственной службы Соединенных Штатов Америки характерно главенство принципа равенства возможностей на этапе трудоустройства. Государственные служащие имеют право на льготы, которые предусмотрены для определенных категорий, например, бывших военнослужащих. Для замещения должностей государственной службы требуется гражданство, исключение составляют случаи, когда на должности государственной службы не претендуют гражданине штатов.
По результатам сравнительного анализа управления государственной службы России и США можно сделать вывод о наличии положительного зарубежного опыта, которые можно применять в российской практике. В частности, это касается смешанного способа комплектования государственного аппарата, как на основе конкурсов, так и по заслугам.
Сравнительный анализ организации управления государственной службой в странах Европы и в России
Для европейских стран характерно создание советов и комиссий по гражданской службе. Высший совет государственной службы действует в Испании и во Франции. Он включает в себя министров, осуществляющих организацию и обеспечивающих функционирование государственной службы, представителей профсоюзов и парламентских комиссий, готовящихся проекты, дискутирующих и защищающих интересы государственных служащих.
В Великобритании действует комиссия по гражданской службе, которая выполняет роль независимого органа, осуществляющего рассмотрение и утверждение кандидатов на 600 должностей старших государственных служащих. Комиссия издает кодекс найма государственных служащих, контролирует его соблюдение, распространяет положительный опыт найма государственных служащих, рассматривает жалобы.
Во Франции действует Генеральная дирекция государственного управления, имеющая статус министерства. Она регулирует численность государственных служащих, расходы на их содержание, принципы и нормы управления государственной службой, координацию найма, подготовки и переподготовки государственных служащих.
В Российской Федерации практически не распространена практика коллективного утверждения на должности государственной службы, больше практикуется единоличный механизм назначения на должность, например, в лице российского Президента и так далее.
Сравнительный анализ организации управления государственной службой в Японии и России
В Японии управление государственной службой осуществляет Палата по делам персонала, подчиняющаяся кабинету министров. Офисы этой Палаты расположены по всей стране. Оно является специализированным органом, осуществляющим исполнение полномочий по отношению к государственным служащим с помощью рекомендаций, формирования системы должностей, проведения экзаменов, назначений и увольнений, обучения, оплаты труда и так далее.
Таким образом, основным отличием зарубежного опыта управления государственной службы является формирование единого органа, ответственного за регулирование процессов государственной службы, в то время как в Российской Федерации только идет обсуждение потенциальной необходимости формирования такого органа. Хотя данный опыт следует признать однозначно положительным, в России им еще не воспользовались.