Понятие государственного управления
В самом общем виде понятие государственного управления следует охарактеризовать как деятельность органов публичной власти, решающую задачи формирования среды для обеспечения эффективной реализации государственных функций, прав, свобод и законных интересов личности, координирования интересов отдельных социальных групп, общественных и личных интересов, а также поступательного развития общества на основе рационального использования наличествующих ресурсов.
Таким образом, к числу сущностных характеристик государственной управленческой деятельности следует отнести:
- социально-политический характер рассматриваемого явления: это властная деятельность исполнительных государственных органов, направленная на решение общественных задач в интересах отдельной личности и народа в целом, осуществляемая на основе и во исполнение демократически принятых законов;
- это система управленческих действий, предполагающая постановку целей и задач, определение ресурсной базы и оптимальных методов их использования в соответствии с поставленными целями и задачами;
- это постоянное властное воздействие государства на общество, на протекающие общественные процессы для эффективной реализации политической программы, утвержденной народом через своих представителей в законодательных актах;
- это система, подверженная влиянию внешних и внутренних факторов, что, в свою очередь, требует ее перманентной модернизации в соответствии с изменяющейся мировой и внутренней общественно-политической и экономической обстановкой, целями и задачами конкретного этапа исторического развития.
Проблемы реформы государственного управления
После распада Советского Союза и с момента становления нового Российского государства на демократических началах происходит перманентное административное реформирование, при этом действующий аппарат государственного управления сохраняет прежние негативные аспекты функционирования. Так, к числу основных проблем реформирования отечественного государственного управления следует отнести:
- отсутствие единой научно и практически обоснованной концепции оптимальной организации исполнительной власти: принимаемые программные документы страдают формализмом и требуют более тщательной проработки механизма их реализации. Так, в частности, за последние десятилетия структура государственного управления переживала многочисленные изменения – исполнительные органы переименовывались, объединялись, учреждались новые;
- деятельность аппарата управления остается во многом закрытой, непрозрачной. Указанные тенденции частично преодолеваются посредством формирования института электронного правительства;
- коррупционные тенденции в области исполнительной власти;
- неразвитость институтов гражданского общества: слабая гражданская позиция, отсутствие культуры и эффективных механизмов учреждения и функционирования независимых общественных организаций, низкий уровень правосознания и пр.
Основные направления реформы государственного управления
Сохраняющиеся на протяжении последних десятилетий в российском обществе негативные тенденции государственного управления, в том числе коррупция, отсутствие институтов гражданского общества, чрезмерная бюрократизация и др., требует активных действий государства и общества по следующим направлениям:
- обеспечения условий для активного участия граждан, их объединений, населения в целом в решение государственных и общественных задач. Это предполагает отказ от советской модели прямого подчинения посредством реализации конкретных административных обязанностей к активной интеграции личности в управленческий процесс – в процесс постановки и решения социально-экономических задач;
- введение развернутой системы общественного контроля над деятельностью органов исполнительной власти и должностных лиц, в том числе посредством возложения обязанности на властные структуры размещать регулярно отчеты об осуществляемых и завершенных мероприятиях в формах, доступных для анализа и понимания лицами, не вовлеченными непосредственно в государственную управленческую деятельность;
- отказ от советской номенклатурной системы формирования трудового коллектива исполнительных органов, привлечение к государственной и муниципальной службе специалистов высокого уровня посредством контрольных испытаний, в том числе в области непосредственной практической деятельности и др.
Таким образом, успешная реализация реформы государственного управления должна быть обеспечена посредством:
- разработки научно и практически обоснованной концепции организации исполнительной власти, в том числе посредством внедрения положительно зарекомендовавших себя в развитых странах инструментов и механизмов организации государственного управления;
- налаживания диалога с обществом, формирования каналов связи между обществом и государством и системы общественного контроля государственной исполнительной деятельности;
- привлечения к государственной управленческой деятельности наиболее талантливых, активных, инициативных, ответственных представителей общества;
- формирования жизнеспособных институтов гражданского общества, способных эффективно решать социально-экономические задачи развития муниципалитета, региона, государства в целом.
При такой организации системы государственного управления социально-экономическое и политическое развитие происходит не посредством властного воздействия правящей элиты, но посредством реализации воли населения через демократические институты, в том числе институты гражданского общества.
Другими словами, перед государством сегодня стоит задача обеспечения механизма реализации формально закрепленного права граждан на информацию о разрабатываемых и реализуемых государством управленческих решениях и на участие в подготовке, разработке и реализации таких решений.