Реформирование государственного управления в контексте обеспечения национальной безопасности России – это реализация мер, призванных оптимизировать структуру органов государственного управления и порядок их функционирования с учетом требований и интересов национальной безопасности российского государства.
Сущность и необходимость обеспечения национальной безопасности
Национальная безопасность – это состояние защищенности государства от совокупности внутренних и внешних угроз.
Национальная безопасность – это способность государства к сохранению, воспроизводству, самосовершенствованию (минимальным уровнем риска ущерба для базовых ценностей) его действующего состояния.
Национальная безопасность представляет собой официально закрепленные взгляды на государственную стратегию и цели в сфере обеспечения безопасности общества, личности и государства от совокупности политических, экономических, социальных, военных, техногенных, экологических, информационных и иных внутренних и внешних угроз на основе имеющихся возможностей и ресурсов.
В соответствии с российским законодательством под национальной безопасностью понимается состояние защищенности общества, личности и государства от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее реализацию конституционных свобод и прав российских граждан, достойный уровень и качество их жизни, независимость, суверенитет, территориальную и государственную целостность, устойчивость социально-экономического развития государства. Национальная безопасность представляет собой комплексную категорию, состоящую из всех возможных видов безопасности, гарантированных российской Конституцией и российским законодательством.
Национальная безопасность состоит из следующих элементов:
- государственной безопасности, представляющей собой уровень защищенности страны от внутренних и внешних угроз;
- общественной безопасности, выражающей собой уровень защищенности общества и личности преимущественно от общеопасных внутренних угроз;
- техногенной безопасности, представляющей собой защищенность от техногенных угроз;
- экологической безопасности и защиты от стихийных бедствий;
- экономической безопасности;
- энергетической безопасности;
- информационной безопасности;
- безопасности личности;
- гражданско-процессуальной безопасности.
Государственная политика обеспечения национальной безопасности
Государственная политика обеспечения национальной безопасности представляет собой совокупность мероприятий политического, социально-экономического, здравоохранительного, военного и правового характера, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность нации, предотвращение и устранение возможных угроз.
Реализация государственной политики обеспечения национальной безопасности предполагает осуществление следующих действий:
- во-первых, создание стабильного экономического положения гражданина, не уступающего по отношению к аналогичному положению других граждан, проживающих на территории страны;
- во-вторых, осуществление защиты государственного и общественного строя;
- в-третьих, обеспечение суверенитета и территориальной неприкосновенности государства;
- в-четвертых, обеспечение экономической и политической независимости нации;
- в-пятых, обеспечения национального здоровья;
- в-шестых, осуществление охраны общественного порядка;
- в-седьмых, обеспечение техногенной безопасности и защиты от стихийных бедствий.
В состав органов, обеспечивающих национальную безопасность государства, включают армию, флот, авиацию, службы контрразведки и разведки, органы охраны правопорядка, судебные органы, медицинские органы.
Необходимость и сущность реформирования государственного управления в целях национальной безопасности
Необходимость реформирования государственного управления в целях обеспечения национальной безопасности обусловлена рядом причин, представляющих собой угрозы этой безопасности. К числу таких причин можно отнести:
- низкий уровень профессионализма высшего эшелона власти, неспособного отстаивать национальные интересы Российской Федерации;
- отрицательная динамика демографических показателей, выражающаяся в сокращении численности российского населения, его старении, болезненности, в том числе социального характера;
- коррупция, выступающая в качестве фактора, стоящего на пути нормального развития российского общества, формирования правовой государственности;
- деградация сельскохозяйственной отрасли;
- технологическая отсталость и высокий уровень изношенности инфраструктуры, основных фондов;
- рост преступности, нарушение законности представителями органов охраны правопорядка;
- угрозы геополитического характера со стороны иностранных государств;
- дифференциация экономического развития российских регионов, создающая возможность для утраты контроля над частью из них;
- обострение межнациональных отношений и так далее.
Реформирование государственного управления в целях обеспечения национальной безопасности призвано минимизировать или устранить возможные угрозы национальной безопасности, создать новый класс чиновников, понимающих свою ответственность перед обществом и государством, сформировать возможности для развития страны в экономическом плане. Стабилизация политического и экономического развития государства способна обеспечить формирование условий для изменения демографической ситуации, обеспечения роста рождаемости, и, следовательно, увеличения численности населения.
Реформирование государственного управления в целях обеспечения национальной безопасности требует осуществления целенаправленной политики, ориентированной на максимальное удовлетворение национальных интересов.