Понятие и сущность реформы управления народным хозяйством
Реформа управления народным хозяйством – это одна из крупнейших реформ системы народного хозяйства СССР, осуществлявшаяся в период с 1957 по 1965 годы.
Проведение данной реформы характеризуется сменой отраслевой системы управления народным хозяйством централизованного типа, функционирующий с 1930-х годов, децентрализованной территориально-распределенной системой, именуемой в тот период системой управления в соответствии с территориальным принципом. Идейным вдохновителем данная реформы выступил Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель совета министров СССР (с 1958 года) Никита Сергеевич Хрущев.
Сущность реформы состояла в разделении территории советского государства на административные районы по экономическому принципу с целью формирования в пределах субъектов и республик Советского Союза системы территориальных советов народного хозяйства.
Советы народного хозяйства должны были получить в свое ведение советские предприятия, ранее подчиняющиеся агропромышленным и промышленным министерствам. В соответствии с замыслом авторов реформы децентрализация управления народным хозяйством должно было обеспечить получение следующих преимуществ:
- рост объемов народного хозяйства;
- повышение качества товаров и услуг;
- оптимизация распределения ресурсов;
- сокращение затрат на ремонт техники;
- улучшение организации снабжения народного хозяйства материально-техническими ресурсами.
Вопреки ожиданиям децентрализация управления народным хозяйством в начале осуществления реформы привела к обратному эффекту: была разрушена единая техническая политика, дезинтегрированы экономические связи в сельском хозяйстве и промышленности.
После провала начала реформы власти попытались исправить ситуацию за счет применения таких методов как укрупнение совнархозов и слияние экономических районов, что обеспечило появление промежуточного уровня управления, представленного республиканскими и союзными советами народного хозяйства и отраслевыми государственными комитетами. Это привело к отрыву научно-исследовательских, конструкторских и проектных организаций от промышленных предприятий, которые остались подчиненными территориальным органам. Следствием этой меры стало:
- во-первых, снижение качества строительства, реконструкции, проектирования предприятий;
- во-вторых, торможение процесса внедрения новых технологий и техники;
- в-третьих, ухудшение качества продукции.
В итоге отраслевая система промышленности была преобразована сначала в территориальную, а затем в производственно-территориальную систему гибридного типа, но это не помогло устранить фундаментальные противоречия между исторически обусловленной интеграцией производства вертикального характера и попыткой внедрения территориального управления народным хозяйством.
В дальнейшем проблемы управления народным хозяйством только усугубились и с середины 1960-х годов начал осуществляться возврат к централизации. Была проведена ликвидация совнархозов, а территориально-распределительную систему управления народным хозяйством сменила жесткая централизованная отраслевая система управления в лице министерств и государственных комитетов межотраслевого назначения.
Причины неэффективности реформы в управлении народным хозяйством
Попытка внедрить децентрализованную систему управления народным хозяйством была неудачной по ряду причин, к числу которых следует отнести:
- Ориентированность реформы не на сущность системы централизованного управления народным хозяйством, а на ее форму. Экономика Советского Союза строилась на основе командно-административной системы, в условиях которой решение относительно объемов производства, цен, расходования тех или иных продуктов принимались или правительством, или совнархозами, а не регулировались рынком через механизм спроса и предложения. Принятие централизованных решений сопровождалось перекладыванием ответственности за экономику с централизованных органов власти на местные. Результатом таких действий стала дезинтеграция экономики Советского Союза, основанной на жесткой вертикальной организации производства, включавшей интеграцию профессионального обучения, науки, планирования, производства и распределения. Как в последующем отмечали партийные и государственные деятели, реформа привела к нарушению формировавшихся на протяжении десятилетий отраслевых, производственных и межотраслевых взаимосвязей, диспропорциям народного хозяйства;
- Страх советской номенклатуры перед возможностью утраты своего господствующего положения в системе принятия решения относительно экономического развития страны.
Характеристика результатов реформы управления народным хозяйством
Проведение реформы управления народным хозяйством не позволило достичь запланированных результатов, народное хозяйство вернулось централизованной системе его управлении. Также реформа не позволила обеспечить сохранение золотого запаса государства, проблема сохранности которого лежала в основе проведения данной реформы.
Государство активно тратило золотой запас на приобретение продовольствия за границей, однако в 1962 году страна столкнулась с перебоями снабжения населения продуктами питания и промышленными товарами.
В сложившейся ситуации резкий рост цен, который в совокупности с ухудшением условий труда, привел к забастовкам и выступлениям трудящихся в ряде городов Советского Союза, таких как Челябинск, Рига, Киев, Кемерово и так далее. Для подавления забастовок применялось огнестрельное оружие, проводились аресты и осуществлялось уголовное преследование участников забастовок.
Этот период характеризуется активным снижением темпов роста экономического развития страны, причем в наиболее острой форме проблемы наблюдались в отношении сельского хозяйства.