Реформа исполнительной власти в Российской Федерации – это совершенствование структуры и функционального назначения исполнительных органов власти в Российской Федерации с целью оптимизации расходов на государственное управление и обеспечения прозрачности действий властных структур.
Необходимость и этапы проведения реформы исполнительной власти в Российской Федерации
Власть в Российской Федерации находится в состоянии постоянного реформирования с момента смены государственного строя в 1991 году. Такой подход к осуществлению власти обусловлен тем, что при смене политического строя существенные изменения были осуществлены в хаотичном и высокоскоростном режиме, что не сразу позволило сформировать оптимальную структуру власти.
Проведение реформ органов исполнительной власти в Российской Федерации в период существования новейшей России можно разделить на несколько этапов, к числу которых относятся:
- во-первых, реформа органов исполнительной власти, приходящаяся на период с 1991 года по 1999 год. Эта реформа изначально была обусловлена сменой политического строя, необходимостью радикальной перестройки оставшейся с советского периода системы государственного управления экономическими и политическими процессами, формирования новой системы и структуры органов государственного управления Российской Федерации;
- во-вторых, административная реформа, приходящаяся на период с 2003 года по 2005 год. Это реформа была направлена на укрепление системы государственной власти в Российской Федерации, ее основу составлял замысел, выработанный в начале 2000-х годов;
- в-третьих, административная реформа, начавшаяся в 2006 году в соответствии со специальной разработанной Концепцией административного реформирования.
Характеристика этапа административной реформы органов исполнительной власти в Российской Федерации, пришедшегося на 2003-2005 годы
Этот этап административной реформы органов исполнительной власти стартовал в июле 2003 года, когда российским Президентом был подписан Указ о проведении этой реформы. Этот этап административной реформы призван был обеспечить эффективное разграничение полномочий между различными органами власти. Его правовую основу составил Указ № 824 от 23.07.2003 года.
Указом был определен перечень приоритетных направлений реформы органов исполнительной власти в Российской Федерации в период с 2003 по 2004 годы. К числу этих приоритетных направлений были отнесены:
- во-первых, ограничение государственного вмешательства в экономическую деятельность субъектов хозяйствования в том числе за счет избыточности государственного регулирования;
- во-вторых, исключение дублирующих полномочий и функций органов исполнительной власти федерального уровня;
- в-третьих, внедрение и развитие саморегулирования в сферу экономической деятельности;
- в-четвертых, функциональное и организационное распределение, касающееся регулирования экономики, контроля и надзора, управления имуществом государства и предоставлением государственными организациями услуг населению и хозяйствующим субъектам;
- в-пятых, окончание процесса разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти и региональных органов исполнительной власти, оптимизация деятельности территориальных органов исполнительной власти федерального уровня.
Реализация указанных направлений требовала от Правительства Российской Федерации реализации следующих действий:
- во-первых, образование комиссии, ответственной за проведение административной реформы с участием в ней представителей президентской администрации, руководства исполнительных органов федерального уровня, исполнительных органов регионального уровня, органов муниципального управления;
- во-вторых, утверждение положения о комиссии, ответственной за проведение административной реформы.
Контроль за реализацией реформы исполнительных органов власти возлагался на Председателя российского Правительства, который должен был информировать Президента о достигнутых результатах на ежеквартальной основе.
Характеристика этапа реформы исполнительных органов власти, пришедшегося на период с 2006 года
Концепция реформирования исполнительных органов власти в Российской федерации была принята в октябре 2005 года и предполагала ее реализацию в период с 2006 по 2010 годы.
Реформа исполнительных органов власти этого этапа предполагала достижения следующих целей:
- во-первых, обеспечение роста доступности и качества государственных услуг;
- во-вторых, ограничение государственного вмешательства в осуществление экономической деятельности субъектами хозяйствования, включая избыточность государственного регулирования;
- в-третьих, обеспечение роста эффективности функционирования органов исполнительной власти.
Достижение вышеперечисленных целей обеспечивается решением следующих задач:
- внедрить в систему исполнительной власти процедуры принципов управления по результатам;
- разработать и внедрить стандарты государственных услуг, оказываемых исполнительными органами власти, а также административные регламенты органов исполнительной власти;
- реализовать единую вертикальную интегрированную автоматизированную систему, обеспечивающую мониторинг результативности деятельности органов государственного управления и органов муниципального управления по достижению показателей развития Российской Федерации в социально-экономическом плане и исполнение этими органами в своих полномочий;
- создать многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг;
- организовать предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном формате;
- оптимизировать функционирование исполнительных органов власти и ввести механизмы противодействия коррупции в различных сферах исполнительного власти, повысить эффективность взаимодействия исполнительных органов власти и общества, прозрачность функционирования исполнительных органов власти;
- модернизировать систему информационного обеспечения исполнительных органов власти;
- сформировать необходимое обеспечение реформы исполнительных органов власти в организационном, информационном, ресурсном и кадровом смысле, совершенствовать механизмы распространения успешного опыта управления государством.