Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности российского федерализма. Цели и методы реформирования федерализма в современной России

Определение 1

Особенности российского федерализма – это специфические характеристики и принципиальные основы организации федеративных отношений в российском государстве, обусловленные историческими и иными факторами его развития.

Особые характеристики российского федерализма

Для правоведения и государственного управления особо актуальной является проблема государственного устройства. Государственное устройство Российской Федерации закрепляется в Конституции страны, принятой в 1993 году, однако имеет более ранние истоки.

Замечание 1

Становление российского федерализма осуществляется под влиянием экономических, исторических, политических и других факторов.

Смена политического строя в Российской Федерации стала трамплином к постоянному государственному реформированию, обусловленному существованием федеративного типа государственного устройства на формально провозглашенном уровне и получившему выражение только в фактических условиях, порождающих проблемы реализации и правоприменения.

Подтверждением фактического характера существования Российской Федерации является наличие возможности для выбора любым народом собственного языка, обеспечение его сохранения и развития. Российской Конституцией признается равноправие граждан вне зависимости от таких характеристик как национальность, язык, социальное положение, образование. Однако национальное самоопределение не предусматривает возможность одностороннего выхода российских субъектов из состава Федерации. Такие попытки своевременно и эффективно пресекаются федеральной властью, что свидетельствует о жизнеспособности и силе федеративного государства.

К числу особенностей российского федерализма можно отнести реализацию полномочий государственной власти в первую очередь органами исполнительного характера. Такой подход позволяет именовать российский федерализм исполнительным. Однако наличие предметов совместного ведения Федерации и регионов, невозможность противоречия действий органов государственного управления регионального уровня федеральному законодательству не позволяют признать российскую федерацию чисто исполнительной Федерацией.

«Особенности российского федерализма. Цели и методы реформирования федерализма в современной России» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Теория права различает симметричные и асимметричные федерации. Юридическая литература признает Российскую Федерацию ассиметричной, что обусловлено различным статусом российских регионов, закрепленным в Конституции страны. В связи с этим регулярно звучат предложения относительно установление симметричности Российской Федерации за счет сравнивания прав всех регионов.

Также отличительной характеристикой российского федерализма можно считать верховенство основного закона страны над всем остальным законодательством. Российский Конституционный Суд наделен правом признания юридической недействительности любого нормативно-правового акта регионального уровня при наличии в нем противоречий российской Конституции или федеральному законодательству.

Также к числу особенностей российского федерализма можно отнести наличие следующей проблемы: российская Конституция устанавливает невозможность противоречия региональных нормативно-правовых актов по предметам совместного ведения Федерации и ее регионов федеральному законодательству. Такое положение является обоснованным за счет необходимости обеспечения целостности государственного управления и правового регулирования. Однако это позволяет федеральным властям существенно влиять на компетенции региональных властей.

Цели реформирования федерализма в Российской Федерации

Реформирование федерализма в Российской Федерации направлено на достижение следующих целей:

  • во-первых, совершенствование законодательства Российской Федерации, поддерживающего идею российского федерализма и предоставляющего определенную самостоятельность регионам;
  • во-вторых, уход от формального подхода к федеративному государственному устройству, адаптация зарубежного опыта к российским реалиям;
  • в-третьих, поддержка самостоятельности и самобытности российских регионов с четко выраженной позицией федеральных властей в отношении возможности выхода из состава государства.

Методы реформирования российского федерализма

Российский федерализм является объектом перманентного реформирования. В частности, в этом направлении были осуществлены реформы по созданию федеральных округов и формированию института полномочных представителей Президента в этих округах. Это фактически обеспечило новое территориальное устройство российского государства, создав условия для обеспечения реализации российским Президентом его конституционных полномочий.

Также реформирование российского федерализма было осуществлено посредством изменения порядка выборов глав регионов. Реализуемая в некоторых регионах форма утверждения главы посредством назначения законодательным органом регионального управления признается противоречащей Конституции и не соответствующей утвержденному порядку наделения глав регионов властью народом.

К числу методов реформирования российского федерализма можно отнести оптимизацию субъектного состава. Российские регионы отличаются высоким уровнем дифференциации, к тому же некоторые регионы устроены по «матершечному» принципу, что можно охарактеризовать как конституционно-правовую аномалию. Российские регионы нуждаются в проведении так называемой инвентаризации их проблем, связей, подчиненности. Четкое представление о месте каждого региона в составе Федерации позволит более точно осуществить реформу российского федерализма.

Еще одним аспектом реформирования российского федерализма является порядок формирования Совета Федерации. Анализ норм права показал несовершенство порядка отзыва членов Совета Федерации исполнительным или законодательным органом государственного управления регионального уровня. Эта норма дает возможность для осуществления немотивированного досрочного отзыва, что не обеспечивает преемственность власти и постоянство состава верхней палаты Парламента.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot