Реализация государственных решений в условиях мобилизации в годы ВОВ – это практика государственного управления, сформированная под влиянием концентрации сил государства для отражения фашистского нападения и сохранения независимости страны.
Предпосылки изменения системы государственного управления в годы Великой Отечественной войны
В июне 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз, что привело к четырехлетнему истощающему противостоянию внешней агрессии на территории страны. В войне принимало участие 61 государство, она вовлекла в противоборство около 80% населения планеты.
Война внесла существенные коррективы во все стороны жизнедеятельности населения, не стала исключением и система принятия и реализации государственных решений. Участие в военных действиях привело к росту ответственности государственной власти, как за судьбу государства, так и многомиллионного населения страны.
От правительства в адрес населения в первый день войны прозвучал призыв о сплочении, организации для защиты страны и победы над фашистской Германией.
Органы государственного управления были поставлены перед задачей быстрой и решительной перестройки своей деятельности с учетом военного времени.
Вся страна рассматривалась в качестве единого мобилизационного организма, призванного обеспечить армию необходимыми ресурсами и освободить страну.
Специфика реализации государственных решений в годы Великой Отечественной войны
Система государственного управления Советским Союзом была подвергнута существенной перестройке под влиянием мобилизации страны для отражения агрессии в условиях Великой Отечественной Войны. Система реализации государственных решений этого периода характеризуется такими специфическими чертами, как:
- во-первых, милитаризм;
- во-вторых, чрезвычайность;
- в-третьих, экстремальность;
- в-четвертых, директивность и так далее.
Система реализации государственных решений этого времени была подчинена единственной цели – победе над фашизмом, освобождению страны, сохранению ее свободы и независимости, обеспечению послевоенной безопасности.
Реализация государственных решений в годы Великой Отечественной Войны характеризовалась отсутствием временной заминки в функционировании различных звеньев и уровней управленческой системы, также образовавшейся под влиянием внезапности, масштабности, стремительности и фронтальности фашистского нападения.
Государственным управлением в первые годы войны был допущен ряд значимых ошибок, однако страна не была подчинена фашистскому режиму, как Польша, Франция, иные страны Западной Европы.
Вся система реализации государственных решений была подчиненна нуждам военного времени, стремилась обеспечить единство фронта и тыла.
В основу реализации государственных решений в годы Великой Отечественной войны была заложена максимальной централизации управления политического, хозяйственного и военного назначения. Такая централизация способствовала объединению партийных и государственных органов управления. Однопартийное положение обеспечивало рост концентрации полномочий, единство управления аппаратом государственной власти.
Чрезвычайность реализации государственных решений в годы Великой Отечественной войны
Система реализации государственных решений была обусловлена чрезвычайным характером управленческой системы, проявляющимся в разрезе двух направлений:
- во-первых, действие милитаризированных, максимально централизованных конституционных органов власти в рамках чрезвычайных условий, выполнение чрезвычайных функций, применение чрезвычайных методов и достижение чрезвычайных результатов;
- во-вторых, формирование системы неконституционных, чрезвычайных, имеющих особые полномочия органов государственного управления, действовавших в соответствии с положениями, не закрепленными в конституции страны в рамках специальной принятой нормативно-правовой базы.
К числу органов чрезвычайного управления реализацией государственных решений в период Великой Отечественной войны относились:
- во-первых, Ставка Главного командования, которая была заменена в последствии Ставкой Верховного командования;
- во-вторых, Государственный Комитет Обороны;
- в-третьих, комитеты обороны областного и городского уровня;
- в-четвертых, Совет по эвакуации;
- в-пятых, Комитет по эвакуации продовольственных запасов, предприятий промышленности и промышленных товаров;
- в-шестых, Управление делами эвакуации и так далее.
Создание этих органов было обусловлено чрезвычайной необходимостью, они действовали в меру осознанной потребности, без предварительного плана, на основе коллективных обсуждений применяемых проектов.
Органы реализации государственных решений в период Великой Отечественной войны имели импровизированный характер формирования, обусловленный внезапностью нападения.
Органы реализации государственных решений в военное время не имели определенного регламента работы, осуществляли свою работу нерегулярно, по мере потребности.
Органы государственного управления этого периода отказались от разветвленного аппарата, для реализации государственных решений использовались уже имеющиеся органы власти, партийные комитеты.
На местах выполнение решений обеспечивали чрезвычайные органы управления, которые были ориентированы на проведение единой государственной политики в условиях чрезвычайного положения. Данные органы формировались Государственным Комитетом Обороны, его распоряжения создавали нормативную базу их действий.
Государственное управление того времени характеризовалось приоритетной значимостью и всеобъемлющим характером, было ориентировано на реализацию новых функций, функционировало в соответствии с законами военного времени, применяло чрезвычайные методы, обеспечивало интенсивность военного строительства, вышло на качественно новый уровень организационной работы.