Понятие и сущность организационно-правовых форм управленческой деятельности
Организационно правовые формы управленческой деятельности – это совокупность способов выражения содержания этой деятельности, системы взаимосвязанных способов реализации функций управленческого процесса, внешнего выражения определенных управленческих действий.
Организационно-правовая форма управления наделена юридическим содержанием, то есть она может закрепляться в соответствующем нормативном правовом акте. В этом случае форма получает правовой статус. В том случае если форма управления не закреплена в нормативно-правовом акте, она не получает статуса правовой.
Совокупность целей, функций и задач государственного управления предполагает применение разнообразных форм управления. Назначение формы управления состоит в обеспечении наиболее целесообразного выполнения функций государственного управления и достижения цели этого управления с минимальным расходованием средств, сил и времени. Успех государственного управления находится в прямой зависимости от правильного выбора формы управления.
Управленческая деятельность имеет определенное содержание, то есть характеризуется совокупностью конкретных принципов, связей, процессов, их элементов и участников. Содержание государственного управления выражается через конкретные формы, обусловленные совокупностью специфических задач и функций деятельности органов государственного и муниципального управления.
При осуществлении своих функций органы государственного и муниципального управления применяют разнообразные организационно-правовые формы управления. С правовой точки зрения, в государственном управлении принято использовать только те формы управления, которые имеют правовой статус, то есть закрепление в нормативных правовых актах. В противном случае государственное управление может быть поставлено под сомнение и оспорено как противоречащее законодательству. При этом не исключается творческий подход к организации государственного управления и возможность выбора из различных организационно-правовых форм такого управления.
Организационные правовые формы государственного управления имеют юридически установленное содержание, приводящее к определенным правовым последствиям при их использовании.
Организационно-правовые формы управления характеризуется совокупностью признаков, к числу которых относятся следующие:
- во-первых, закрепление в нормативно-правовом акте;
- во-вторых, наличие природы государственно-властного содержания;
- в-третьих, подзаконность действий, составляющих управленческий процесс;
- в-четвертых, подзаконность полномочий органов государственного управления и должностных лиц этих органов;
- в-пятых, наличие содержания исполнительно-распорядительной деятельности.
Классификация организационно-правовых форм управления
Организационно-правовые формы управления могут классифицироваться в соответствии с различными критериями.
В соответствии с содержанием организационно-правовые формы управленческой деятельности делятся на два вида:
- правотворческие организационно-правовые формы управления;
- правоприменительные организационно-правовые формы управления.
В соответствии с характером воздействия организационно-правовые формы управления делятся на два вида:
- регулятивные организационно-правовые формы управления;
- правоохранительные организационно-правовые формы управления.
По критерию способа выражения организационно-правовые формы управления делятся на два вида:
- письменные организационно-правовые формы управления;
- устные организационно-правовые формы управления.
В соответствии с теорией государственного управления выделяют следующие виды организационно-правовых форм управления:
- издание актов нормативно-правового характера. Данные акты призваны осуществлять регулирование общественных отношений в сфере государственной управленческой деятельности. Разработка данных актов осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Эти акты имеют соответствующее место в иерархии подзаконных нормативно-правовых актов;
- издание актов, имеющих ненормативный или индивидуальный правовой характер. Издание указанных актов осуществляется субъектом государственного управления, имеющим право принятия решений такого вида;
- заключение договоров, призванных регулировать разграничение полномочий, международные отношения и прочее;
- осуществление действий, носящих юридический характер. Данная форма управления применяется при отсутствии правового акта, регулирующего определенные действия, но предусматривающего совершение юридически значимых действий, к примеру, выдачу разрешений, составление протоколов и так далее.
Помимо этого, организационно-правовые формы управленческой деятельности могут классифицироваться на:
- во-первых, формы публично-правового характера, устанавливаемые публичным правом и направленные на обеспечение реализации суверенных полномочий в сфере управления;
- во-вторых, организационно-правовые формы частноправового характера, регламентируемые в определенной степени гражданским правом, но используемые для целей публичного управления.
Следует понимать, что в качестве основной организационно-правовой формы управления выступает письменная форма. Данная форма применяется для решения тех управленческих вопросов, которые требуют документального оформления действий управляющего субъекта, порождающих юридические последствия. Организационно-правовая форма управления письменного содержания предусматривает подготовку и принятие органами государственного управления правовых актов и оформления управленческих документов.