Государственный экологический надзор в РФ – это одна из функций современного российского государства, являющийся составной частью механизма реализации природоохранных требований, предъявляемых к хозяйственной и иной деятельности, эколого-правовых норм, установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды.
Сущность экологического надзора в Российской Федерации
Одним из направлений государственной контрольной деятельности являются экологический надзор. Осуществление данного вида надзора возложено на уполномоченные государственные органы, контролирующие соблюдения экологических требований хозяйствующими субъектами и индивидуальными предпринимателями.
В системе экологического надзора можно выделить два уровня: федеральный и региональный.
Осуществление федерального государственного экологического контроля возложено на федеральную службу в сфере природопользования - Росприроднадзор. Данная служба обязана осуществлять проверку исполнения законодательства в сфере экологии в отношении объектов, перечень которых установлен российским Правительством. Как правило, в состав таких объектов включаются объекты, предназначенные для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, государственные энергетические системы, охраняемые природные территории.
Осуществление регионального государственного экологического надзора производится территориальными подразделениями Росприроднадзора и исполнительными органами государственного управления регионального уровня. На региональном уровне осуществляется самостоятельное формирование органов, ответственных за осуществление государственного экологического контроля в регионе.
Координация действий федеральных и региональных подразделений Росприроднадзора осуществляется Управлением государственного экологического надзора, представляющим собой структурное подразделение, входящее в состав Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Управление государственного экологического надзора:
- во-первых, отслеживает исполнение законодательства и соблюдение требований в отношении охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности;
- во-вторых, принимает участие в осуществлении и формировании политики государства по охране окружающей среды;
- в-третьих, принимает участие в разработке методических документов и нормативных актов, обеспечивающих государственное регулирование экологического надзора;
- в-четвертых, разрабатывает предложения, призванные обеспечить совершенствование государственного надзора в сфере природопользования.
Направления развития государственного надзора в сфере экологии
Вопросы экологического государственного надзора является объектом пристального внимания государства в последнее десятилетие его развития. Глобальные изменения климата актуализируют внимание к вопросам экологического контроля. Сохранение климата является общемировой проблемой, которую стремятся совместно разрешать лидеры ведущих государств.
Основным направлением развития государственного надзора в сфере экологии является ужесточение контроля за действиями хозяйствующих субъектов, способных нанести своей деятельностью вред окружающей среде, в том числе непоправимый. Ужесточение контроля в данном направлении требуют преследования действий коррупционного характера, отказ от формального подхода к осуществлению мероприятий экологического надзора, введение действенных мер наказания за нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Развитие государственного экологического надзора требует комплексного подхода, ориентированного на сохранение окружающей среды для будущих поколений в приемлемом состоянии. Государственные власти должны стремиться к выработке у населения сознательного отношения к природе, отказа от концепции неконтролируемого потребления. Государственные власти должны поощрять развитие экологической грамотности граждан, подвигать их к сохранению экологии. Государство должно стимулировать граждан на совершение активных действий в отношении охраны окружающей среды. Население должно осознавать, что решение экологических проблем требует совместного участия органов государственного и муниципального управления, каждого заинтересованного гражданина.
Также необходимо совершенствование экологического законодательства, сформированного в единой нормативно-правовой акт, регулирующий все отношения в этой сфере. Формирование такой нормативной основы экологической политики обеспечит ее эффективность.
Это должно переориентировать российское законодательство на уход от отраслевого регулирования экологических отношений в пользу комплексного общегосударственного экологического регулирования.
В качестве такого нормативного акта может выступить экологический кодекс, включающий в себя две части: общую и особенную. Общая часть экологического кодекса должна отрегулировать государственный подход к охране окружающей среды, обеспечение экологической безопасности человека. Особенная часть будет устанавливать нормы ответственности за нарушение этического законодательства.
Эффективная государственная экологическая политика должна быть основана на последовательном применении мер наказания нарушителей экологического законодательства. Хозяйствующие субъекты и граждане, нарушающие требования экологического законодательства, должны осознавать неотвратимость ответственности за эти нарушения. Только в этом случае государственная экологическая политика и государственный экологический надзор способны принести ощутимые результаты по охране окружающей среды.
Деятельность государственных органов при осуществлении экологического контроля способна обеспечить формирование экологического сознания, ответственного за осуществление действий в отношении окружающей среды.