Разделение полномочий центра и субъектов Федерации в сфере экономики – это принцип территориальной организации публичного управления в федеративном государстве, который предполагает, что объекты управления для эффективного обеспечения социально-экономического развития государства в целом и его отдельных территорий, а также источники финансирования управления такими объектами распределяются между Федерацией и региональными территориями.
Значение распределения полномочий центра и субъектов Федерации
Основной закон российского государства фиксирует федеративное территориальное устройство публичного управления, то есть закрепляет такую форму территориальной организации публичного управления, которая предполагает распределение властных полномочий и обеспечивающих их исполнение финансовых ресурсов между Федерацией и региональными территориями.
Выбор федеративной модели территориальной организации публичного управления для России обоснован значительной площадью государства, что, в свою очередь, определяет специфическую природно-географическую, климатическую, политическую, социальную, демографическую, экономическую, экологическую обстановку на конкретной региональной территории.
Иными словами, распределение задач публичного управления между Федерацией и региональными территориями направлено на то, чтобы передать полномочия и ресурсы для финансирования их реализации на тот уровень публичного управления, на котором они могут быть наиболее эффективно реализованы с учетом общегосударственных задач и частных задач социально-экономического развития региональной территории.
При этом необходимо отметить, что территориальная организация системы публичного управления в России осложняется наличием третьего уровня в системе публичного управления – системы муниципального управления. Для системного функционирования всех уровней публичного управления необходимо не только эффективно распределять полномочия между уровнями публичного управления, но и выстраивать эффективную систему взаимодействия между такими уровнями для совместного решения задач, с которыми не может справиться отдельный муниципалитет или отдельная региональная территория.
Важно подчеркнуть, что, как и всякая модель организации публичного управления, федеративная модель не лишена недостатков, к которым среди прочего относятся следующие проблемные аспекты ее реализации:
- необходимость обеспечения баланса при распределении полномочий между центром и субъектами;
- необходимость выработки эффективных механизмов и инструментов, обеспечивающих реальное участие региональных территорий в принятии важных экономических и политических решений;
- необходимость преодоления диспропорций в развитии региональных территорий и др.
Современное федеративное устройство в России сегодня практически переживает процесс становления и нуждается в дальнейшем совершенствовании, в том числе и в оптимизации распределения экономических полномочий между Федеральным центром и региональными территориями.
Полномочия Федерации в сфере экономики
В самом общем виде распределение полномочий публичного управления между Федеральным центром и региональными территориями можно охарактеризовать следующим образом:
- Основным законом страны определены сферы управления, которые находятся в исключительном ведении Федерации;
- Основным законом определены сферы совместного управления Федерации и региональных территорий;
- в остальных сферах региональные территории обладают всей полнотой власти.
Итак, Основным законом страны в состав полномочий Федерации в области экономики включены:
- управление федеральной собственностью государства;
- определение основ федеральной политики в области экономического развития, в том числе разработка и утверждение федеральных программ по экономическому развитию;
- установление правовых принципов функционирования единого рынка;
- регулирование финансовых, валютных, таможенных правоотношений, а также регулирование процессов денежной эмиссии;
- разработка и реализация федеральной целевой политики; учреждение федеральных экономических служб;
- бюджетное регулирование на федеральном уровне;
- регулирование налогов и сборов федерального уровня;
- определение внешнеэкономической политики;
- регулирование функционирования федеральных энергетических систем, ядерной энергетики, федерального транспорта, космоса и др.
Совместные полномочия центра и субъектов Федерации в сфере экономики
В состав совместных полномочий центра и субъектов Федерации в сфере экономики в соответствии с положениями отечественной Конституции входят:
- реализация правомочий собственника в отношении земельных ресурсов, недр, природных ресурсов, водных объектов;
- разграничение объектов государственной собственности между Федерацией и региональными территориями;
- регулирование вопросов природопользования, охраны природной среды и обеспечения экологической безопасности;
- реализация мероприятий по противодействию природным и техногенным катастрофам и ликвидации последствий таких катастроф;
- обеспечение защиты традиционного уклада жизни малочисленных этнических групп;
- взаимодействие при осуществлении внешнеэкономических связей региональными территориями и др.
Полномочия субъектов Федерации в сфере экономики
Вопросы экономического управления, составляющие компетенцию органов субъектов Федерации, определяются в региональном конституционном и ином законодательстве. Так, традиционно к экономическим полномочиям субъектов Федерации относятся:
- реализация мероприятий по обеспечению защиты прав и свобод личности, охране собственности;
- реализация бюджетного регулирования в отношении бюджета субъекта Федерации;
- управление объектами региональной собственности, а также управление переданными объектами федеральной собственности;
- разработка и реализация региональных программ развития;
- обеспечение реализации экономической политики области и др.