Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Разделение полномочий центра и субъектов Федерации в сфере экономики

Определение 1

Разделение полномочий центра и субъектов Федерации в сфере экономики – это принцип территориальной организации публичного управления в федеративном государстве, который предполагает, что объекты управления для эффективного обеспечения социально-экономического развития государства в целом и его отдельных территорий, а также источники финансирования управления такими объектами распределяются между Федерацией и региональными территориями.

Значение распределения полномочий центра и субъектов Федерации

Основной закон российского государства фиксирует федеративное территориальное устройство публичного управления, то есть закрепляет такую форму территориальной организации публичного управления, которая предполагает распределение властных полномочий и обеспечивающих их исполнение финансовых ресурсов между Федерацией и региональными территориями.

Выбор федеративной модели территориальной организации публичного управления для России обоснован значительной площадью государства, что, в свою очередь, определяет специфическую природно-географическую, климатическую, политическую, социальную, демографическую, экономическую, экологическую обстановку на конкретной региональной территории.

Иными словами, распределение задач публичного управления между Федерацией и региональными территориями направлено на то, чтобы передать полномочия и ресурсы для финансирования их реализации на тот уровень публичного управления, на котором они могут быть наиболее эффективно реализованы с учетом общегосударственных задач и частных задач социально-экономического развития региональной территории.

При этом необходимо отметить, что территориальная организация системы публичного управления в России осложняется наличием третьего уровня в системе публичного управления – системы муниципального управления. Для системного функционирования всех уровней публичного управления необходимо не только эффективно распределять полномочия между уровнями публичного управления, но и выстраивать эффективную систему взаимодействия между такими уровнями для совместного решения задач, с которыми не может справиться отдельный муниципалитет или отдельная региональная территория.

«Разделение полномочий центра и субъектов Федерации в сфере экономики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Важно подчеркнуть, что, как и всякая модель организации публичного управления, федеративная модель не лишена недостатков, к которым среди прочего относятся следующие проблемные аспекты ее реализации:

  • необходимость обеспечения баланса при распределении полномочий между центром и субъектами;
  • необходимость выработки эффективных механизмов и инструментов, обеспечивающих реальное участие региональных территорий в принятии важных экономических и политических решений;
  • необходимость преодоления диспропорций в развитии региональных территорий и др.

Современное федеративное устройство в России сегодня практически переживает процесс становления и нуждается в дальнейшем совершенствовании, в том числе и в оптимизации распределения экономических полномочий между Федеральным центром и региональными территориями.

Полномочия Федерации в сфере экономики

В самом общем виде распределение полномочий публичного управления между Федеральным центром и региональными территориями можно охарактеризовать следующим образом:

  • Основным законом страны определены сферы управления, которые находятся в исключительном ведении Федерации;
  • Основным законом определены сферы совместного управления Федерации и региональных территорий;
  • в остальных сферах региональные территории обладают всей полнотой власти.

Итак, Основным законом страны в состав полномочий Федерации в области экономики включены:

  • управление федеральной собственностью государства;
  • определение основ федеральной политики в области экономического развития, в том числе разработка и утверждение федеральных программ по экономическому развитию;
  • установление правовых принципов функционирования единого рынка;
  • регулирование финансовых, валютных, таможенных правоотношений, а также регулирование процессов денежной эмиссии;
  • разработка и реализация федеральной целевой политики; учреждение федеральных экономических служб;
  • бюджетное регулирование на федеральном уровне;
  • регулирование налогов и сборов федерального уровня;
  • определение внешнеэкономической политики;
  • регулирование функционирования федеральных энергетических систем, ядерной энергетики, федерального транспорта, космоса и др.

Совместные полномочия центра и субъектов Федерации в сфере экономики

В состав совместных полномочий центра и субъектов Федерации в сфере экономики в соответствии с положениями отечественной Конституции входят:

  • реализация правомочий собственника в отношении земельных ресурсов, недр, природных ресурсов, водных объектов;
  • разграничение объектов государственной собственности между Федерацией и региональными территориями;
  • регулирование вопросов природопользования, охраны природной среды и обеспечения экологической безопасности;
  • реализация мероприятий по противодействию природным и техногенным катастрофам и ликвидации последствий таких катастроф;
  • обеспечение защиты традиционного уклада жизни малочисленных этнических групп;
  • взаимодействие при осуществлении внешнеэкономических связей региональными территориями и др.

Полномочия субъектов Федерации в сфере экономики

Вопросы экономического управления, составляющие компетенцию органов субъектов Федерации, определяются в региональном конституционном и ином законодательстве. Так, традиционно к экономическим полномочиям субъектов Федерации относятся:

  • реализация мероприятий по обеспечению защиты прав и свобод личности, охране собственности;
  • реализация бюджетного регулирования в отношении бюджета субъекта Федерации;
  • управление объектами региональной собственности, а также управление переданными объектами федеральной собственности;
  • разработка и реализация региональных программ развития;
  • обеспечение реализации экономической политики области и др.
Дата последнего обновления статьи: 16.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot