Оптимизация расходов местных бюджетов – это специальное направление публичного управления на государственном и муниципальном уровне, нацеленное на повышение эффективности финансового обеспечения реализации полномочий должностных лиц и органов муниципального управления по решению вопросов местного значения.
Понятие расходов местных бюджетов
В самом общем виде расходы местных бюджетов можно определить как финансовые ресурсы, направляемые на обеспечение решения задач и осуществления функций местного самоуправления.
Расходы местных бюджетов формируются следующим образом:
- на основе актов муниципального нормотворчества по вопросам, имеющим значение для местного сообщества и другим вопросам, которые передаются на разрешение на основании федерального законодательства органам местного самоуправления, а также на основе договорных обязательств, возникающих по соглашениям, заключенным муниципальным образованием для решения вопросов местного значения;
- на основе актов муниципального нормотворчества при реализации должностными лицами и органами муниципального управления переданных государственных полномочий;
- на основе соглашений, которые заключаются муниципалитетом с казенными учреждениями.
Итак, расходы местного бюджета определяются полномочиями, которые в соответствии с федеральным законодательством, актами местного нормотворчества возложены на органы муниципального управления, в том числе полномочиями, которые переданы органам местного самоуправления государством.
В соответствии с федеральным законодательством, регулирующим бюджетный процесс в стране на всех уровнях публичного управления, расходные обязательства местных бюджетов должны обеспечиваться ими самостоятельно за счет собственных финансовых ресурсов и ресурсов финансирования дефицита бюджета.
Приведенная система формирования расходных обязательств местных бюджетов на практике породила немало проблемных аспектов, в том числе неспособность самостоятельно обеспечить перечень и объем финансовых ресурсов, необходимых для осуществления полномочий, возложенных в соответствии с федеральным законодательством на систему местного самоуправления.
Значение оптимизации расходов местных бюджетов
Необходимость теоретического осмысления и практического обеспечения оптимизации расходов местных бюджетов связана со сложной финансовой обстановкой, которая сложилась в большинстве муниципальных образований ввиду включения в состав полномочий должностных лиц и муниципальных органов значительного количества вопросов, в том числе в рамках переданных государственных полномочий, при недостаточной финансовой обеспеченности таких полномочий.
Иными словами, бюджеты большинства муниципальных образований сегодня не обладают необходимым объемом и перечнем доходных ресурсов для обеспечения расходных обязательств.
Категория оптимизации бюджетных расходов на муниципальном уровне не получила законодательного определения, однако в специальном бюджетном законодательстве устанавливается в качестве основного начала бюджетного регулирования принцип эффективности использования бюджетных ресурсов. Названный принцип требует от субъектов бюджетного процесса при разработке, утверждении и реализации бюджета исходить из следующих обязательных требований:
- обеспечить достижение поставленных целей и задач при использовании наименьшего объема ресурсов;
- обеспечить наиболее эффективный результат при использовании определенного объема финансовых ресурсов.
Указанное позволяет определить процесс оптимизации бюджетных расходов как систему действий, направленных на сокращение расходов бюджета при условии достижения запланированных социально-значимых показателей.
Механизмы оптимизации расходов местных бюджетов
Теорией и практикой государственного и муниципального управления разработаны различные механизмы оптимизации расходов бюджетных ресурсов, в том числе расходов местных бюджетов. К числу наиболее эффективных механизмов оптимизации расходов местных бюджетов следует отнести:
- Оптимизацию закупочной деятельности. Сегодня на практике в качестве основного инструмента оптимизации закупочной деятельности рассматривается проведение конкурса для получения для муниципальных нужд продукта, работы или услуги по наиболее низкой цене. Однако представляется, что такой подход не в полной мере соответствует требованиям эффективности, поскольку поставленный продукт, выполненная работа или оказанная услуга по минимальной цене может не соответствовать стандартам качества и потребовать дополнительных расходов для последующего удовлетворения муниципальных нужд. Поэтому в системе закупочной деятельности необходимо стремиться к обеспечению баланса качества и стоимости поставляемого продукта, работы или услуги. Кроме того, для оптимизации расходов местных бюджетов за счет оптимизации закупочной деятельности целесообразно учитывать высвобожденные посредством отбора лучших поставщиков финансовые ресурсы и анализировать эффективность использования таких ресурсов;
- Оптимизацию системы муниципальной службы, в частности оптимизацию штатной численности служащих. Для оптимизации расходов местных бюджетов целесообразно по этому направлению также использовать принцип эффективности, то есть определения необходимой для эффективной реализации функций задач муниципального управления численности муниципальных служащих;
- Оптимизацию численности муниципальных учреждений. Оптимизация бюджетных расходов по этому направлению предполагает оптимизацию структуры муниципальных учреждений, в частности недопущение дублирования задач, решаемых муниципальными учреждениями посредством объединения учреждений, которые реализуют сходные функции, создания учреждений, которые соответствуют современным социальным запросом и рыночным условиям функционирования, реорганизации или упразднения учреждений, которые неэффективно осуществляют задачи оказания муниципальных услуг, то есть в том случае, когда стоимость услуги не обеспечивает надлежащего качества.