Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Расходы бюджетов субъектов РФ, их оптимизация

Все предметы / Финансы / Расходы бюджетов субъектов РФ, их оптимизация
Содержание статьи

Расходы бюджетов субъектов РФ

Определение 1

Расходы бюджетов субъектов РФ - это финансовые ресурсы, которые направляются из бюджета того или иного субъекта Российской Федерации для финансирования возложенных на органы власти субъекта функций.

Состав расходов бюджета отдельного субъекта РФ имеет некоторые особенности, которые отличают его от федерального бюджета, например, в нем отсутствуют расходы на оборону, осуществление международной политической и экономической деятельности, расходы на крупные исследования, ликвидацию возможных ЧС, обслуживания государственного долга. В остальных статьях расходов бюджет отдельных субъектов и бюджет РФ схожи. Как правило, расходы субъектов могут быть профинансированы либо за счет собственных источников дохода, так и за счет финансовых ресурсов, выделяемых из бюджета высшего уровня, например, в форме субсидий.

Условно расходы субъектов РФ в зависимости от их непосредственного экономического содержания можно разделить на две группы:

  • текущие расходы,
  • капитальные расходы.

Текущие расходы представляют собой ту долю расходов бюджета, которая направлена на финансирование операционной деятельности органов государственной власти субъектов, поддержку муниципалитетов. Капитальные расходы бюджетов регионов представляют собой ту долю расходов бюджета, которая направлена на финансирование инвестиционной, проектной деятельности. Например, в группу капитальных расходов можно отнести расходы, связанные со строительством новых объектов недвижимости.

На сегодняшний день все в большей мере функции регулирования комплекса социальных и экономических процессов переходят с федерального уровня на региональный, т.е. на уровень субъектов, в связи с чем значение региональных финансов, в том числе расходов, увеличивается, что влечет за собой расширение области их применения. За счет финансовых ресурсов, выделяемых из бюджета субъектов, реализовано финансирование область развития образования, медицины, коммунального предоставление услуг населению, строительства и содержание автомобильных дорог в регионе. Стоит отметить, что перечень мероприятий, которые могут быть профинансированы за счет денежных средств бюджета субъектов на постоянной основе, увеличивается. Например, на сегодняшний день за счет финансовых ресурсов региона или отдельного субъекта финансируются не только общеобразовательные учреждения, но и частные школы, вузы, мероприятия по охране окружающей среды и т. д. Так, вслед за расширением списка в значительной мере возрастает роль расходов бюджетов субъектов, которые направляются на осуществление социальной политики, проведение различного рода социально-культурных мероприятий, в народное хозяйство и т.д., в результате чего возрастает и уровень экономического развития и стабильности в регионе.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, на сегодняшний день в условиях возрастающей роли финансовых ресурсов, в том числе увеличения влияния расходов в субъектах РФ непосредственно на экономическую ситуацию в регионе, качество жизни населения, данный вопрос приобретает особую актуальность.

Оптимизация расходов субъектов РФ

Существовавшая в РФ достаточно продолжительный период времени так называемая затратная модель сметного финансирования бюджетов субъектов способствовала достижению неудовлетворительных результатов функционирования регионов, низким показателям результативности и эффективности бюджетных расходов, значительному уменьшению объемов и качества оказываемых населению услуг со стороны государственных учреждений и органов власти. Именно с этим связан реализуемый на уровне отдельных регионов переход на систему бюджетирования, которая ориентирована на результат (БОР). Бюджетирование, которое ориентировано, в первую очередь, на результат представляет собой один из способов распределения финансовых ресурсов бюджета по целям, задачам и функционалу государства с учетом принятых на общегосударственном уровне приоритетов социальной и экономической политики.

Реализация подобной политики дает возможность выявлять и обеспечивать тесную связь между расходами финансовых ресурсов бюджета и непосредственно результатами их расходования, выступает в качестве важнейшего индикатора выбора наиболее эффективного метода расходования финансовых ресурсов бюджета, способствует своевременной оценке уровня и качества достижения целевые показателей. Таким образом, на сегодняшний день именно БОР выступает в качестве основного направления оптимизация расходов бюджета. На сегодняшний день внедрение в бюджетный процесс наиболее значимых принципов бюджетирования, ориентированного на результат, на уровне бюджета государства дает возможность в значительной мере оптимизировать управление бюджетными расходами за счет повышения эффективности использования процесс бюджетных ассигнований, которые направлены на достижение общественно значимых целей.

Большая часть собственных доходов отдельных регионов формируется за счет отчислений от федеральных налогов, при этом необходимо отметить существующую несбалансированность «спущенных сверху» расходных обязательств и возможностей их финансирования за счет переданных «сверху» доходных источников, что позволяет властям разных уровней перекладывать друг на друга ответственность за выполнение принятого функционала.

В общем случае необходимо закреплять всю полноту расходных полномочий за одним уровнем публичной власти в соответствии с его предметами ведения и полномочиями, что повышает ответственность за реализацию соответствующих функций и предотвращает появлением так называемых «необеспеченных мандатов». Если удастся «развести» расходные полномочия по предметам ведения РФ, отдельных субъектов и местного самоуправления, то задача их разграничения будет ограничена предметами совместного ведения, а также механизмом наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Полина Михайловна Копруджу

Эксперт по предмету «Финансы» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис