Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Перспективы развития финансовой системы России

Все предметы / Финансы / Перспективы развития финансовой системы России
Содержание статьи

Понятие финансовой системы

Определение 1

Финансовая система – это совокупность отношений между субъектами хозяйствования, складывающихся в процессе взаиморасчетов, возникающих в системе общественного воспроизводства.

Экономика и финансы тесно связаны друг с другом. Хозяйственные системы строятся на воспроизводственном процессе, включающем в себя ряд элементов:

  1. Производство востребованных потребителями товаров и услуг.
  2. Распределение готовых благ через прямое государственное регулирование или с помощью рыночного механизма.
  3. Доведение благ до покупателей через оптовые и розничные сети.
  4. Конечное потребление готовой продукции и услуг.

На каждом этапе субъекты вступают в хозяйственные отношения, при этом осуществляют денежные или иные финансовые взаиморасчеты за оказываемые услуги или поставляемые товары. Таким образом, экономический процесс всегда сопровождается встречным движением финансов. Значение финансовой системы велико. Она пронизывает все сферы жизни общества. При ее дестабилизации нарушается функционирование экономики, возникают негативные социальные, политические явления.

В зависимости от принципов формирования доходов в обществе финансовые системы могут быть децентрализованными и централизованными. Финансовый оборот в стране принято делить на государственные деньги, частные деньги, личные сбережения, международные финансы и финансовый рынок.

Государственные деньги составляет бюджет, формируемый из налоговых поступлений от субъектов хозяйствования. Он направлен на обеспечение функционирования аппарата управления, а так же осуществления социальных и защитных обязательств государства. Частные финансы и личные сбережения принадлежат экономическим агентам, задействованным в общественном воспроизводстве. Финансовый рынок создает условия для распределения средств с помощью фондовых инструментов и производных от них. Международные финансы используются при установлении договорных отношений между странами.

Особенности финансовой системы России

Национальные финансовые системы имеют свои особенности, сложившиеся под влиянием исторических, политических, социальных и иных преобразований. Финансовая структура РФ представляет собой комплекс отношений и институтов, выполняющих определенные роли при использовании денежных средств. Она включает в себя следующие элементы:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Бюджет.
  2. Внебюджетные фонды.
  3. Государственную и коммерческую банковские системы.
  4. Страхование личное и имущественное.
  5. Финансовые средства предприятий, личные сбережения граждан.

Главным государственным органом регулирования финансовой системы России является Министерство финансов. В его обязанности входит выполнение распоряжений Правительства, а также обеспечение проведения единой финансовой политики во всех сферах жизни общества. На региональном и муниципальном уровнях так же существуют государственные организации, выполняющие соответствующие функции на местах.

Центральный банк России так же является одним из органов государственного управления, оказывающим влияние на банковскую структуру страны. Счетная палата занимается контролем над исполнением статей бюджета федерального уровня, а федеральное казначейство отслеживает выполнение финансовой политики. За формирование бюджета отвечают налоговая и таможенная службы.

Финансовая структура страны позволяет государственной власти управлять централизованными и децентрализованными финансовыми фондами, а также накопительными фондами. Их пополнение осуществляется за счет поступлений в бюджет. Главным звеном системы является государственный бюджет. В нем аккумулируются денежные средства, которые распределяются согласно политическому курсу.

Перспективы развития финансовой системы России

Основной проблемой бюджета России является централизация средств на федеральном уровне. Такое положение приводит к дестабилизации региональных и местных бюджетов, что негативным образом сказывается на экономическом развитии. Так же органы местной власти испытывают зависимость от центрального аппарата управления, доходы местных бюджетов недостаточны для выполнения ими своих прямых обязанностей.

Налоговая система переживает период внедрения технических и технологических инструментов оптимизации налоговых поступлений. Проблемой остается теневая часть экономики, не приносящая доходов в бюджет. Неналоговые платежи плохо контролируются. Из-за централизации бюджета местные власти не заинтересованы в развитии бизнеса на местах. Плохо работает система налоговых льгот и преференций. Различные преобразования в налоговой системе страны показали, что нагрузка на бизнес только увеличилась, что мешает ему развиваться. Важно установить доверительные отношения между налоговыми органами и плательщиками. Преодоление проблем в области льготного налогообложения возможно в условиях более гибкого подхода к их применению. Прогрессивная система налогообложения в России будет работать плохо, так как не налажен сбор статистических данных о доходах граждан в различных регионах страны.

Денежно-кредитная политика оказывает прямое влияние на развитие общественного воспроизводства. Для ее эффективного функционирования необходимо разработать методику пересмотра ставки рефинансирования, позволяющей банкам удерживать приемлемый процент на различные виды кредитов. Первоочередной задачей становится выравнивание уровня ключевой ставки. Так же необходимо внести правовые изменения в законодательство страны, позволяющие Банку России инвестировать в российскую экономику.

Оптимизация обращения денежной массы в Росси сводится к выполнению следующих положений:

  1. Сокращение государственных издержек на поддержание наличности.
  2. Уменьшение расходов на проведение взаимных платежей.
  3. Увеличение скорости расчетов.
  4. Снижение доли теневой экономики.
  5. Рост ресурсов банковских структур.
  6. Повышение финансовой грамотности населения.
Замечание 1

Существующие в финансовой структуре РФ проблемы носят системный характер. В их основе лежит ставка на встроенные механизмы саморегулирования рыночной экономики. Однако, российскую экономику сложно назвать полностью рыночной, потому что около 50% производственного сектора находится в государственной собственности.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Финансы» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис