Производство по оспариванию решений административных органов о привлечении к административной ответственности – это общий порядок рассмотрения дел, предусматривающих оспаривание решений административных органов власти относительно привлечения к ответственности административного характера.
Основы производства по оспариванию решений административных органов о привлечении к административной ответственности
Правовую основу оспаривания решений административных органов власти по привлечению к ответственности административного характера формируют положения Арбитражного процессуального кодекса России. В частности, статьей 207 АПК России определяется порядок рассмотрения таких дел. Данной статьей регламентируется порядок оспаривания решений:
- во-первых, органов государственной власти;
- во-вторых, других органов власти;
- в-третьих, должностных лиц, ответственных за рассмотрение дел об административных правонарушениях.
Рассмотрение дел об оспаривании решений об административных правонарушениях касается привлечения к административной ответственности субъектов, которые осуществляют предпринимательскую и другую экономическую деятельность, выполняется арбитражным судом в соответствии с общими правилами искового производства Арбитражного процессуального кодекса в соответствии с особенностями, установленными данным кодексом и Федеральным законом, регулирующим административные правонарушения.
Основанием для возбуждения производства дел, направленных на оспаривание решений органов власти административного характера, выступают заявления хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей, которые были привлечены к административной ответственности по поводу осуществления предпринимательской и другой экономической деятельности. Также в качестве основания выступает заявления потерпевших.
Заявление об оспаривании решений о привлечении к ответственности административного характера
Подача заявления, направленного на оспаривание решений административных органов относительно привлечения к ответственности административного характера, подается в арбитражный суд по месту жительства или по адресу заявителя либо по адресу органа административного характера, который принял оспариваемое решение относительно привлечения к ответственности административного характера.
На подачу заявления в арбитражный суд дается 10 дней с момента получения копии решения, которое предполагается к спариванию в суде. Иные сроки подачи заявления могут быть установлены федеральным законодательством.
Законодательство допускает восстановление указанного срока подачи заявления в соответствии с ходатайством заявителя, пропустившим его.
Заявитель также может подать ходатайство в арбитражный суд о приостановлении исполнения оспариваемого решения о привлечении к административной ответственности.
Рассмотрение дел относительно оспаривания решений о привлечении к административной ответственности не требует уплаты государственной пошлины.
Требования к заявлению об оспаривании решений относительно привлечения к уголовной административной ответственности включают в себя:
- во-первых, необходимость указания наименования административного органа, принявшего решение, подлежащее оспариванию;
- во-вторых, необходимость указания названия, номера, даты принятия решения, подлежащего оспариванию, а также иных сведений о нем;
- в-третьих, необходимость указания перечня прав и законных интересов заявителя, которые, по его мнению, нарушаются решением, подлежащим оспариванию;
- в-четвертых, необходимость указания требований заявителя и оснований, в соответствии с которыми он оспаривает решение административного органа.
В приложении к заявлению об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности помещается текст этого решения, уведомление о вручении или другой документ, подтверждающий направление копии этого заявления в административный орган, принявший оспариваемое решение.
Порядок судебного разбирательства
Рассмотрение дел об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности осуществляется судьей в единоличном порядке в срок, который не может превышать 2 месяцев с момента поступления заявления об оспаривании в арбитражный суд. Указанный срок включает в себя время на подготовку судебного разбирательства и принятие решения по его итогам. Иные сроки допустимы только в том случае, если они прямо предусмотрены федеральным законодательством.
Лица, участвующие в деле, извещаются арбитражным судом относительно места и времени проведения судебного заседания. Такая же информация сообщается иным заинтересованным лицам. При условии надлежащего уведомления о месте и времени судебного заседания неявка заинтересованных лиц не рассматривается в качестве препятствия для судебного производства. Исключение составляют случаи, когда суд признает явку таких лиц обязательной.
Обязательность явки на судебное заседание распространяется на:
- представителей административных органов, которые приняли решение, подлежащее оспариванию;
- заявителя.
Неявка лиц, которых суд обязал явиться на заседание, может стать основанием для наложения штрафа.
Административный орган, который принял решение, подлежащее оспариванию, о привлечении к административной ответственности, обязан доказывать обстоятельства, которые послужили основанием для привлечения к ответственности. При отсутствии таких доказательств в случае их непредставления административными органами, арбитражный суд наделен правом истребования их от данных органов по своей инициативе.
В ходе судебного производства арбитражный суд выполняет следующие действия:
- во-первых, проверку обоснованности и законности оспариваемого решения;
- во-вторых, установление наличия соответствующих полномочий административного органа по принятию оспариваемого решения;
- в-третьих, установление наличия законных оснований для привлечения к административной ответственности;
- в-четвертых, установление соблюдения определенного порядка привлечения к административной ответственности;
- в-пятых, проверку соблюдения сроков давности привлечения к ответственности, а также иных обстоятельств, значимых для дела.