Программно-целевой подход в государственном и муниципальном управлении – это инструмент реализации государственной и муниципальной политики социально-экономического развития страны, ее субъектов и муниципальных образований.
Сущность программно-целевого подхода к государственному и муниципальному управлению
Государственное и муниципальное управление в настоящее время имеет четкую стратегическую направленность. Стратегическое государственное и муниципальное управление направлено на решение комплекса задач, взаимосвязь которых прослеживается по таким критериям как время, ресурсное обеспечение, иные параметры. Период реализации стратегического государственного и муниципального управления, как правило, превышает двенадцать месяцев.
Рост длительности периода стратегического государственного и муниципального управления ведет к усложнению процесса согласованности планов развития государства, его регионов и муниципальных образований. Задача публичной власти состоит в обеспечении взаимоувязки долгосрочных целей развития государства, его регионов и муниципальных образований с текущими заданиями управления. Решение этой задачи обеспечивается путем применения такого универсального инструмента государственного и муниципального управления как программно-целевое управление, получающее фактическое воплощение в форме целевых программ.
Нормативно-правовую основу программно-целевого подхода к организации государственного и муниципального управления формируют:
- Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ»;
- президентские указы;
- правительственные постановления;
- нормативные акты регионального уровня;
- нормативные акты муниципального уровня.
Отличительные особенности программно-целевого подхода к государственному и муниципальному управлению
Программно-целевой подход к государственному и муниципальному управлению обладает определенными отличительными особенностями, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, применение программно-целевого метода государственного и муниципального управления в совокупности с методами стимулирования, способными обеспечить рост заинтересованности участников в реализации программ социально-экономического назначения;
- во-вторых, новизна процедуры доведения программных заданий до исполнителей. В рамках других подходов государственному и муниципальному управлению задачи доводились до исполнителей в виде директивно-административных заданий. Переход к рыночной экономике изменил этот процесс, трансформировав ему в систему договорных отношений между органами государственного и муниципального управления и коммерческими организациями, выступающими в качестве исполнителей.
Под целевой программой понимают совокупность мероприятий или действий, которые направлены на решение существующей проблемы для достижения определенной цели. Отличительной особенностью целевой программы выступает планомерность проведения мероприятий, указанных в ней, их согласованность по содержанию, скоординированность во времени и пространстве, обеспеченность ресурсами.
Осуществление работы с целевой программой предполагает движение по следующим этапам:
- во-первых, выбор проблемы, на решение которой направлена программная разработка;
- во-вторых, принятие решений относительно разработки целевой программы и осуществление работы по ее формированию;
- в-третьих, проведение экспертизы и оценки целевой программы;
- в-четвертых, управление практического воплощения целевой программы и контроль ее исполнения.
Самым сложным этапом работы с целевой программы является этап ее разработки, в котором можно выделить следующие стадии:
- во-первых, определение целевой установки программы, дающей представление относительно целей и задач программы;
- во-вторых, осуществление разработки и обоснования способов и путей реализации программы, то есть выполнение ее проектно-научной разработки;
- в-третьих, осуществление структурной разработки программы, то есть выделение проектов и подпрограмм, формирование исполнительной и функциональной структуры, определение состава мероприятий программы в разрезе проектов и подпрограмм;
- в-четвертых, осуществление ресурсной разработки программы, выполняемое в разрезе ресурсов материального, финансового, трудового, информационного характера.
Классификация целевых программ государственного и муниципального управления
Целевые программы государственного и муниципального управления отличаются значимым разнообразием. В зависимости от определенных критериев можно выделить несколько типов целевых программ. Например, в соответствии с уровнем целевые программы государственного и муниципального управления делятся на следующие типы:
- во-первых, федеральные целевые программы. Этот тип целевых программ предназначен для решения хозяйственных проблем, связанных с экономикой государства в целом, ее отдельными сферами, отраслями;
- во-вторых, региональные целевые программы. Этот тип целевых программ направлен на решение проблем социального и экономического характера регионального уровня. Как правило, эти программы распространяют свои мероприятия на экономику региона;
- в-третьих, отраслевые целевые программы. Этот тип целевых программ выходит за рамки определенных территорий, поскольку ориентирован на развитие отдельных отраслей народного хозяйства;
- в-четвертых, целевые программы развития различных территориальных единиц, в том числе крупных городов, иных муниципальных образований;
- в-пятых, целевые программы, направленные на развитие отдельных хозяйствующих субъектов.
Срок реализации целевых программ позволяет выделить такие их типы как долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.
По своей структуре целевые программы включают в себя следующие блоки: целевой, структурный, ресурсный и блок технико-экономического обоснования.