Профессиональная подготовка государственных служащих – это специальная деятельность, реализуемая образовательными учреждениями, представителем нанимателя государственных служащих, самими государственными служащими, направленная на достижение служащими или кандидатами на должности службы необходимого профессионального уровня, приобретение практических навыков и умений, обеспечивающих эффективную реализацию должностных обязанностей, а также последующее профессиональное развитие для повышения эффективности служебной деятельности.
Значение профессиональной подготовки государственных служащих
Эффективность бизнеса и публичного управления сегодня напрямую связывается с эффективностью использования человеческого потенциала, человеческих ресурсов. Иными словами, эффективность управленческой деятельности обеспечивается за счет:
- привлечения наиболее профессиональных кадров;
- сохранения таких кадров;
- обеспечения их профессионального развития.
Профессиональная подготовка государственных служащих для эффективной реализации служебной деятельности должна включать следующие приоритетные направления:
- приобретение специальных знаний, необходимых в сфере функционирования органов публичного управления, где служащие реализуют свои обязанности;
- формирование практических навыков, необходимых для эффективной реализации служебной функции;
- формирование коммуникативных навыков, направленных на налаживание эффективного взаимодействия с потребителями государственных услуг – гражданами, организациями, а также налаживание эффективного взаимодействия с другими органами публичного управления для комплексного решения управленческих задач.
С учетом постоянного усложнения общественных отношений, информатизации всех сфер публичного управления актуализируется задача постоянного профессионального развития лиц, замещающих должности государственной службы, в том числе их саморазвития в профессиональной сфере.
Итак, специальная подготовка государственных служащих имеет своей целью обеспечение соответствия специальных знаний и практических и коммуникативных навыков служащего целям и задачам его деятельности для эффективной их реализации.
В качестве инструментов, используемых для обеспечения необходимого уровня профессиональной подготовки государственных служащих, специальным законодательством предусматриваются:
- установление специальным федеральным законодательством и подзаконными актами требований к уровню профессионального образования и к опыту профессиональной деятельности лиц, претендующих на должности государственной службы;
- проведение конкурсного отбора на должности службы специально сформированной комиссией посредством конкурсных испытаний;
- проведение оценки профессионального уровня лиц, занимающих должности государственной службы, посредством аттестации;
- установление требований постоянного профессионального развития и др.
Однако названные инструменты не позволяют в должной мере обеспечить необходимый профессиональный уровень кадрового состава государственной службы для эффективного решения задач публичного управления.
Проблемы профессиональной подготовки государственных служащих и пути их решения
К числу основных проблем в области профессиональной подготовки государственных служащих практика публичного управления позволяет отнести:
- Отсутствие тесного взаимодействия между высшими учебными заведениями, осуществляющими профессиональную подготовку по направлению государственного и муниципального управления и иным направлениям государственной службы, и нанимателями государственных служащих, то есть органами публичного управления. Преодоление названного негативного аспекта возможно посредством налаживания, в частности информационного, взаимодействия между образовательными учреждениями и органами публичного управления, в том числе посредством формирования заказа органов публичного управления на специалистов определенного уровня, формулирования компетенций для таких специалистов, что позволило бы наиболее эффективно построить образовательный процесс и обеспечить необходимую подготовку. Кроме того, целесообразно в практику публичного управления внедрять инструменты, позволяющие привлекать на стажировку лучших выпускников учебных заведений по соответствующим специальностям;
- Отсутствие эффективных инструментов профессионального развития государственных служащих. Сегодня в процессе публичного управления для профессионального развития государственных служащих активно используются курсы повышения квалификации, курсы получения дополнительного образования, при этом такое специальное образование нередко не имеет связи с непосредственной практической деятельностью лица, замещающего должность государственной службы. Представляется, что профессиональное развитие государственных служащих должно быть строго ориентировано на практические нужды их непосредственной деятельности, что актуализирует использование таких современных средств профессионального развития, как тренинги, семинары, круглые столы, которые позволят государственным служащим непосредственно перенимать опыт специалистов в сфере управления путем решения практических задач при непосредственном взаимодействии с такими специалистами;
- Отсутствие системного подхода к развитию карьеры, к стимулированию профессионального саморазвития служащего. Служащие низшего звена сегодня выполняют значительный объем работы, при этом оплата их труда не соответствует сложности и объему решаемых задач, что, в свою очередь, снижает инициативу к профессиональному развитию. Для преодоления названной негативной тенденции целесообразно внедрять механизм оплаты труда по результатам, когда служащий будет осознавать, что его место в системе публичного управления, его материальное и социальное положение напрямую зависят от его профессиональной эффективности.