Взаимоотношения центральных и региональных органов государственного управления – это конституционно и законодательно урегулированная система распределения законодательных и исполнительных властных полномочий между федеральным и региональным уровнями публичного управления для наиболее эффективного обеспечения социально-экономического развития территорий и благосостояния населения.
Общая характеристика взаимоотношений центральных и региональных органов государственного управления
На конституционном уровне организация публичной власти предполагает формирование системы центральных органов и системы региональных органов. На центральном и региональном уровнях учреждаются органы управления исполнительного, законодательного, судебного характера. Кроме того, функционируют органы, статус и компетенция которых не получили конституционного закрепления. Такие органы обеспечивают государственную деятельность, решая при этом организационную, информационную, координационную и другие задачи.
Необходимо понимать, что на центральный и региональный уровни делится единая система государственного управления страной. При этом региональный уровень характеризуется относительной самостоятельностью в реализации задач публичного управления на подведомственной территории. Так, Российская Федерация имеет единую конституцию и систему органов государственной власти, но территории, ее образующие, также могут иметь собственные основные законы, собственную систему органов регионального управления.
На основе конституционного положения центральные и региональные органы управления делят между собой властные полномочия. Так, например, к предметам ведения центральных органов власти относятся регулирование правового статуса личности, определение основ государственной политики, оборона страны, внешнеполитические связи и др.
К сферам совместного публичного управления центра и регионов Конституцией отнесены защита правового статуса личности, вопросы использования и распоряжение природными ресурсами, вопросы экологии, образования, науки и пр.
Региональные органы управления самостоятельно могут решать вопросы по тем направлениям, которые не включены в сферу интересов Федерации или в сферу совместных интересов Федерации и регионов.
Указанными обстоятельствами и определяются проблемы взаимоотношений центральных и региональных органов государственной власти, которые фактически сводятся к двум направлениям:
- достижения баланса в распределении полномочий между центром и регионами;
- выработка эффективных механизмов и инструментов координации усилий центральных и региональных органов для совместного решения социально-экономических задач.
Проблема взаимоотношений центральных и региональных органов государственного управления при распределении предметов ведения
Сегодня основную проблему взаимоотношений центральных и региональных органов управления можно определить как проблему финансирования собственных полномочий бюджета.
Специальным федеральным законодательством подробно регламентируются вопросы публичного управления, которые включены в состав совместного ведения центра и регионов и реализуются регионами за счет средств регионального бюджета, однако федеральное законодательство оставляет без внимания содержание вопросов собственного регионального управления и финансирования такого управления.
При этом большая часть вопросов налогообложения относится к компетенции центральных органов власти. Так, в практике отечественного публичного управления подлежит зачислению в федеральный бюджет большая часть налогов, а затем происходит перераспределение этих поступлений для нужд региональных и местных бюджетов.
Не вызывает сомнения, что эффективность функционирования системы публичного управления на базе федеративного устройства напрямую связана с функционированием адекватной модели соотнесения доходных полномочий с расходными обязательствами в бюджетах всех уровней. В отечественной практике наличествуют определенные проблемные аспекты в распределении финансовых ресурсов между центральным и региональным уровнями публичного управления:
- дисбаланс региональных территорий в финансовой сфере. Это предопределяется разнообразием региональных территорий, образующих страну, разнообразием природно-климатических условий, трудовых ресурсов, истории развития и пр.;
- дисбаланс между центром и регионами: большая часть бюджетных средств аккумулируется центром.
При этом региональные территории страны преимущественно имеют дефицитный бюджет. Только у отдельных регионов наличествует возможность обеспечить сбалансированность регионального бюджета за счет собственных источников. Указанное актуализирует необходимость более эффективного деления налоговых поступлений между центральными и региональными территориями. Кроме того, необходимо обеспечить и рост собираемости налогов. Таким образом, усилия как центральных, так и региональных органов должны быть направлены на преодоление асимметрии бюджетов.
Другим проблемным аспектом во взаимоотношениях центральных и региональных органов государственного управления выступают вопросы координации деятельности таких органов.
На практике конституционная модель распределения полномочий между органами управления центральной и региональных территорий реализуется не в полной мере. Вопрос распределения подведомственных сфер регулируется между центральными и региональными органами на основании договоров, при этом такие договоры не в полной мере соответствуют Конституции, что, в свою очередь, порождает принятие значительного числа региональных нормативно-правовых актов, противоречащих конституционным положениям.
Кроме того, несмотря на существенную зависимость региональной территории от финансирования центра, конституционные основания для вмешательства центральной власти в деятельность региональной власти при ее неэффективности отсутствуют. Указанное также создает трудности в обеспечении благосостояния населения региональных территорий.