Муниципальное образование – это территориальная организация публичного управления местным сообществом, которая опосредует деятельность избранных местным населением или сформированных представителями местного населения органов муниципальной власти и муниципальных служащих по решению вопросов местного значения в соответствии с государственным законодательством и актами местного нормотворчества для обеспечения социально-экономического развития местной территории.
Проблема определения понятия муниципального образования
В соответствии с положениями ст. 10 специального федерального закона, устанавливающего общие принципы организации местного самоуправления на территории Российской Федерации, муниципальные образования образуются в форме:
- городского поселения;
- сельского поселения;
- муниципального района;
- муниципального округа;
- городского округа.
Кроме того, местное самоуправление может организовываться на внутригородской территории города федерального значения, а также на уровне территории внутригородского района городского округа.
При этом специальным законодательством категория муниципального образования не определена. В теории муниципального образования сложилось множество подходов к определению муниципального образования.
Ранее действующим законодательством, регулирующим вопросы местного самоуправления, категория муниципального образования определялась с указанием основных признаков организации публичного управления в рамках местной территории. Так, к числу основных признаков муниципального образования ранее действовавшее законодательства относило следующие:
- реализуется публичное управление муниципальной территории;
- наличествует муниципальная собственность;
- наличествует муниципальный бюджет;
- реализуются демократические инструменты формирования муниципальных органов – выборы.
Названное определение следует признать неполным. В теории муниципального права названное определение обоснованно дополнялось указанием на следующие основные признаки муниципального образования:
- местное население;
- муниципальная территория;
- организация и реализации решения вопросов, имеющих значение для местного сообщества.
Ряд авторов при определении категории муниципального образования выделял несколько групп характерных признаков муниципального образования, в том числе:
- Организационные, к числу которых относится наличие системы публичного управления местного уровня, а именно выборные муниципальные органы и должностные лица;
- Материальные, к числу которых относят наличие собственности муниципалитета, наличие бюджета муниципалитета.
В самом общем виде категорию муниципального образования можно определить как организацию публичного управления, формируемую местным населением для реализации местного самоуправления через выборные и иные муниципальные органы власти для решения вопросов местного значения.
Характеристика признаков муниципального образования
Характеристика муниципального образования как территориальной организации публичного управления на местном уровне для решения населением через выборные и иные органы муниципальной власти вопросов местного значения позволяет выделить его обязательные признаки, то есть признаки, отражающие сущностные характеристики муниципалитета, отсутствие которых не позволяет отнести территориальную организацию публичной власти к муниципальному образованию. К числу таких признаков относятся:
- наличие муниципальной территории, границы которой были утверждены в соответствии с требованиями регионального законодательства;
- наличие компетенции, то есть вопросов, определяющих функции и задачи публичного управления на муниципальной территории, которые определены государственным законодательством и конкретизированы актами местного нормотворчества;
- наличие экономической базы для реализации публичного управления на муниципальной территории. Такую базу образуют ресурсы муниципального бюджета, имущество, составляющее муниципальную собственность, в том числе имущественные права муниципалитета;
- наличие системы должностных лиц и органов муниципального управления, которые формируются на основе демократических процедур. Представительный орган как центральный орган публичного управления муниципалитетом формируется непосредственно населением – через избрание представителей, глава муниципального образования может быть выборным лицом или назначаться представительным органом;
- наличие системы собственных нормативно-правовых актов, определяющих организацию местного самоуправления в соответствии с конституционными положениями, положениями федерального законодательства на конкретной территории.
Значение признаков муниципального образования
Выявление признаков муниципального образования позволяет определить сущностные черты организации публичного управления на местной территории, характеризующие такое управление как местное самоуправление.
В теории муниципального управления различными авторами предлагаются собственные формулировки обязательных признаков муниципального образования, однако несмотря на разницу в формулировках значение имеют сущностные характеристики муниципального образования, которые отражают демократические основы указанного института публичного управления, учреждаемого и функционирующего исключительно для обеспечения прав местного населения на решение, вопросов имеющих непосредственное значение для муниципального образования.
На территории, установленной в соответствии с требованиями регионального законодательства, посредством демократических процедур местное население формирует систему органов муниципальной власти, которые обязаны обеспечивать реализацию собственных полномочий в строгом соответствии с законом, актами местного нормотворчества исключительно в интересах местного населения для решения вопросов местного значения.