Присоединение Крыма как политическое решение – это решение высших должностных лиц и органов публичного управления России, а также населения Крыма по вопросу вхождения территории Крыма в состав Российской Федерации в качестве ее региона.
Дискуссии в отношении присоединения Крыма как политического решения
В марте 2014 г. на Крымском полуострове было реализовано политическое решение системой публичного управления России и населением Крымского полуострова относительно присоединения Крыма к России в качестве субъекта РФ. Названное политическое решение было оформлено указом главы государства о присоединении Крыма к территории России и провозглашении независимости Крыма от Украины по результатам референдума, организованного на Крымском полуострове.
Названное политическое решение широко обсуждается в политической системе России и на международном пространстве, оценивается его правомерность, целесообразность, что обусловлено следующими обстоятельствами:
- присоединение Крыма повлекло мощный политический ответ со стороны мирового сообщества, поскольку переход территории значительного размера из состава одного государства в состав другого государства в современной политической ситуации происходит крайне редко;
- переход территории Крымского полуострова из состава данного государства в состав России имеет существенные последствия, если не для всего мирового сообщества, то для региона;
- поскольку все субъекты международного сообщества имеют собственные политические интересы, такие политические события влияют на расстановку сил в мировом сообществе, определяют в долгосрочной перспективе отношения многих стран.
Ввиду указанных обстоятельств политическое решение о присоединении Крыма широко исследуется в отечественной и зарубежной теории государственного управления. Для отечественной теории также крайне важно выявить последствия присоединения Крыма для России, оценить целесообразность такого политического решения.
Теоретическое осмысление проблемы присоединения Крыма является платформой для выбора стратегии поведения России в долгосрочной перспективе на международной арене:
- либо отстаивание национальных интересов при возможном противоборстве с другими влиятельными субъектами международного сообщества;
- либо согласование внешнеполитических интересов с иными влиятельными субъектами мирового сообщества.
Положительные аспекты политического решения о присоединении Крыма
Прежде всего, необходимо отметить, что внешнеполитические решения всякого государства сегодня имеют последствия для всего мирового сообщества и поэтому они оцениваются с точки рения эффективности, целесообразности, правомерности, как национальной системой управления, так и международным сообществом.
Политическое решение о присоединении Крыма характеризуется следующими положительными последствиями для России и непосредственно для населения Крыма:
- в состав России вошла территория, которая имеет санаторно-курортную инфраструктуру, что позволяет использовать ее для стимулирования развития туристического сектора отечественной экономики;
- в состав территории страны включена территория, которая богата топливно-энергетическими ресурсами, а также оснащена добывающими и перерабатывающими предприятиями. Кроме того, территория Крыма включает значительные земельные ресурсы сельскохозяйственного назначения;
- присоединение территории Крыма позволяет России сократить бюджетные расходы на аренду военных баз на территории полуострова;
- присоединение Крыма позволяет России повысить эффективность контроля над воздушным и морским пространством в районе полуострова;
- доходы населения Крыма в виде пенсий, пособий, оплаты труда возросли и др.
Кроме того, данное политическое решение является демонстрацией политической воли современного Российского государства отстаивать собственные интересы в международном пространстве.
Отрицательные последствия присоединения Крыма
Политическое решение о включении в состав России Крымского полуострова имело для России следующие негативные последствия:
- введение системы жестких санкций в отношении России со стороны США, стран Европейского союза и стран, которые поддерживают политику США, Европейского союза. Введенные санкции распространены были на важные секторы отечественной экономики и на отдельных предпринимателей. Названные меры негативно повлияли на национальную экономику и благосостояние населения в целом;
- понижение кредитного рейтинга России международными агентствами стало причиной оттока капитала, ухудшило инвестиционный климат страны и др.
При этом необходимо отметить, что все принимаемые политические решения, как Россией, так и ее международными партнерами, оказывают взаимное влияние. Так, в частности, санкции, введенные странами Европейского Союза, имели обратное действие для европейских сельхозпроизводителей, которые были вынуждены в связи сокращениями поставок на Российский рынок сократить собственные производственные мощности, что привело к существенным издержкам. При этом необходимо отметить, что и Россия в полной мере не воспользовалась ситуация санкционного давления для прогрессивного развития собственного сельского хозяйства.
Очевидно, что в условиях глобализации всякое политическое решение имеет положительные и отрицательные аспекты для всего мирового сообщества. В связи с этим возрастает значение политических инструментов по выработке компромиссов субъектами международного сообщества для обеспечения решения глобальных проблем и обеспечения собственного эффективного социально-экономического развития. Названный тезис подтверждается сохранением диалога между Россией и Европейскими государствами, США для преодоления конфликта и выстраивания взаимовыгодного сотрудничества.
Перспективным направлением выстраивания отношений России в международном пространстве видится политика невмешательства в международные конфликты при отстаивании собственных интересов за счет выстраивания приемлемых взаимоотношений с иными субъектами международного сообщества.