Государственное управление здравоохранением – это направление социальной политики государства, реализуемое органами публичного управления общей и специальной компетенции всех уровней, государственными, муниципальными и частными медицинскими и фармацевтическими учреждениями для обеспечения здоровья населения посредством решения задач роста эффективности деятельности системы здравоохранения, роста доступности медицинских и фармацевтических услуг.
Значение государственных решений в сфере управления здравоохранением
Государственное управление и принятие государственных решений в сфере управления здравоохранением в конечном итоге определяют способность государства оказывать положительное воздействие на здоровье населения и достигать необходимых для здоровья населения целевых показателей в сфере здравоохранения. Иными словами, все усилия публичного управления в сфере здравоохранения должны быть направлены на достижение одной цели – обеспечение здоровья населения на максимально возможном уровне.
Принятие государственных решений в сфере управления здравоохранением сегодня реализуется посредством единой управленческой системы органов публичного управления здравоохранением федерального, регионального и местного уровней, учреждений, организаций, которые подведомственны таким органам, а также субъектам частной медицинской и фармацевтической практики, которые функционируют в исследуемом секторе и также решают задачи обеспечения здоровья населения страны.
Правовая основа принятия и исполнения государственных решений в сфере управления здравоохранением
В основном законе страны в качестве базовой характеристики Российского государства закреплен социальный характер публичного управления в стране, что предполагает в качестве главных ориентиров политики формирование среды, обеспечивающей достойную жизнь и развитие личности. Вопросам здравоохранения посвящена отдельная статья Основного закона, устанавливающая гарантии населению в отношении охраны собственного здоровья и получение медицинской помощи.
При этом необходимо заметить, что здоровье граждан обеспечивается не только непосредственными усилиями органов публичного управления в сфере здравоохранения, медицинскими организациями, но и посредством формирования безопасной экологической среды, благоприятной среды для труда и для досуга населения, качественного образования, производства продуктов питания высшего качества и др.
Правовые основы принятия и реализации управленческих решений в сфере здравоохранения определяются специальным федеральным законодательством об охране здоровья населения страны. Целью названного нормативно-правового акта является обеспечение эффективного функционирования механизма реализации полномочий органов публичного управления всех уровней в области здравоохранения, в том числе эффективности принятия и реализации государственных решений в сфере здравоохранения.
Для обеспечения закрепленных в конституционном и федеральном законодательстве гарантий прав населения в области здравоохранения органами управления разрабатываются и реализуются программные документы для развития и повышения эффективности отрасли. В частности, глава государства определяет приоритетные для отрасли направления развития, в свою очередь, правительство страны разрабатывает целевые программы для достижения плановых показателей в соответствии с обозначенными приоритетами.
При этом алгоритм оценки эффективности принятых и реализованных государственных решений в области здравоохранения разработан на международном уровнем – параметры эффективности закреплены в Уставе Всемирной организации здравоохранения. К таким параметрам относятся:
- параметры, характеризующие политику государства в области здравоохранения;
- параметры, характеризующие социально-экономическую обстановку в государстве;
- параметры, характеризующие степень обеспечения населения медицинской помощью;
- параметры, отражающие состояние здоровья нации.
Процедура принятия и реализации государственных решений в сфере управления здравоохранением
Принятие и реализация государственных решений в сфере управления здравоохранением – это сложная многоаспектная деятельность, которая требует учета экономических, социальных, информационных, психологических, правовых и организационных факторов.
Так, в самом общем виде процесс принятия управленческого решения в рассматриваемой сфере нужно определить следующим образом:
- исследование области управления, определение состояния в управляемой области здравоохранения, выявление проблемы;
- установка на основе выявленной проблемы целей и задач разрабатываемого управленческого решения и определение позитивных последствий, к которым должно привести принимаемое управленческое решение;
- определение объема и источников ресурсного обеспечения разработки и реализации управленческого решения, в том числе финансовых, трудовых, временных и пр.;
- определение субъектов ответственных за реализацию принятого управленческого решения;
- непосредственная реализация управленческого решения, а также корректировка решения исходя из фактических обстоятельств для его оптимизации и повышения эффективности;
- подведение итогов реализации управленческого решения посредством сопоставления достигнутых параметров в конкретной области здравоохранения с планируемыми показателями;
- проведение процедур контроля в отношении законности и эффективности принятого решения.
Сегодня в качестве основных приоритетных направлениях принятия государственных управленческих решений в сфере здравоохранения следует признать:
- ориентация государственных структур и бизнес-структур на размещение капитала в отрасли здравоохранения, что позволит обеспечить здоровье населения на всех этапах жизни;
- инновационное обновление отрасли, расширение научные инновационных исследований в сфере здравоохранения, в том числе направленных на преодоление проблем инфекционных и неинфекционных заболеваний;
- обновление материально-технического фонда медицинских учреждений, всесторонняя поддержка государством разработки и внедрения инноваций в сфере здравоохранения субъектами частного предпринимательства и пр.